Найти тему
Джаз.Ру

Сокровища истории джаза. Бад Шэнк — саксофонист, известный звуками флейты

Кирилл Мошков, редактор «Джаз.Ру»

В истории джаза есть саксофонист, которого хорошо знают и высоко ценят специалисты по джазовой истории. При этом его хорошо знают миллионы людей по всему миру — ну, по крайней мере знают звук его инструмента. Но это звук не саксофона, а флейты. Этот музыкант вошёл в историю джаза как Бад Шэнк (Bud Shank).

Bud Shank, 2002. Lionel Hampton International Jazz Festival, Moscow, Idaho (фото: Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)
Bud Shank, 2002. Lionel Hampton International Jazz Festival, Moscow, Idaho (фото: Кирилл Мошков, «Джаз.Ру»)

Бад Шэнк прожил долгую жизнь, 82 года, и играл буквально до последних дней: он скончался у себя дома в Тусоне, штат Аризона, 2 апреля 2009 г., всего за день до этого вернувшись из Сан-Диего, где записывал новый альбом.

«Бад» («Дружище») — это музыкантское прозвище. На самом деле его звали Клиффорд Эверетт Шэнк. Он родился в Дэйтоне, штат Огайо, 27 мая 1926 г. В молодости он перепробовал много духовых инструментов, но остановился на саксофоне. После колледжа (он учился в Северной Каролине) Бад работал в популярном джаз-оркестре Чарли Барнета, затем, в конце 1940-х, переехал в Калифорнию, где играл у трубача Шорти Роджерса и затем в знаменитом биг-бэнде Стэна Кентона в тот период, когда легендарный новатор оркестрового звука экспериментировал с исполинским составом «Innovations in Modern Music» из 39 музыкантов.

Позднее, в 1950-е, работая с гитаристом Лауриндо Алмейда, Шанк оказался одним из первых американских музыкантов, исследовавших бразильскую музыку и предвосхитивших моду на неё, грянувшую в первой половине 60-х.

Бад Шэнк с флейтой и Лауриндо Алмейда на задней стороне обложки альбома «Latin Contrasts»
Бад Шэнк с флейтой и Лауриндо Алмейда на задней стороне обложки альбома «Latin Contrasts»

С 1950-х по 1970-е гг. Бад Шэнк как лидер в основном записывался для лос-анджелесского лейбла Pacific Jazz и затем — World Pacific. Шэнк считался частью калифорнийского джазового течения «West Coast cool», но его игра со временем ушла довольно далеко от канонов этой спокойной, тщательно выписанной музыки, опиравшейся на те же основания, что и вообще весь кул-джаз. Среди его работ было участие в записи альбомов настолько разных музыкантов, как трубач Мэйнард Фергюсон, тромбонист Боб Брукмайер и даже великий индийский мастер игры на ситаре Рави Шанкар, с которым Шэнк записался в 1962 г. на экспериментальном альбоме Шанкара «Improvisations».

Обложка оригинального винилового издания альбома. Бад Шэнк упомянут во врезке как один из «музыкантов-ассистентов».
Обложка оригинального винилового издания альбома. Бад Шэнк упомянут во врезке как один из «музыкантов-ассистентов».

В 60-е Шэнк также играл с Сержио Мендесом и Четом Бейкером...

Но, конечно же, широкой публике его игра больше известна по записям, которые он делал как безымянный студийный сайдмен с калифорнийскими рок- и поп-группами 60-х годов. В частности, есть один так называемый «проигрыш» — так русскоязычные слушатели рок-музыки называли инструментальное соло — который знает практически весь мир. Да, это именно Бад Шэнк и его альтовая флейта звучат в бессмертном хите вокальной группы The Mamas And The Papas «California Dreamin'» («В мечтах о Калифорнии»). Запись была сделана 4 ноября 1965 года в студии United Western, расположенной в лос-анджелесском районе Голливуд. Первоначально в песне пел вокалист Барри Макгуайр, а авторы песни — Джон и Мишель Филлипсы — были частью безымянного квартета вокалистов (плюс Денни Доэрти и Касс Эллиот), который пел партии бэк-вокала. Но версия Макгуайра канула безвестной среди треков его альбома «This Precious Time», а глава лейбла Dunhill Records, известный музыкальный и кинопродюсер Лу Адлер, увидел рыночный потенциал в пении вокальнго квартета и буквально через несколько дней велел сделать новый микс, удалив из многоканальной записи голос Макгуайра (он слышен теперь в течение только буквально нескольких секунд в самом начале песни — прислушайтесь к левому каналу!) и выдвинув в качестве основного голос Денни Доэрти.

The Mamas And The Papas, ок. 1967: Денни Доэрти, Джон Филлипс, Мишель Филлипс, Касс Эллиот
The Mamas And The Papas, ок. 1967: Денни Доэрти, Джон Филлипс, Мишель Филлипс, Касс Эллиот

Так родился первый хит The Mamas And The Papas. Песня была выпущена на сингле (пластинке с одной песней на 45 об/мин) 8 декабря 1965 г., в январе уже появилась в хит-парадах, в марте 1966 поднялась до 4 места в национальных чартах США по версии журнала Billboard, а по итогам 1966 г. была объявлена «песней года» обоими ведущими изданиями американской музыкальной индустрии тех лет — и Billboard, и Cashbox. К июню текущего, 2023 года Ассоциация звукозаписывающей индустрии Америки (RIAA) сертифицировала песню как трижды платиновую — то есть сингл с этой песней за 57 лет был продан как минимум в шести миллионах экземпляров. И бриллиантом этого трека, его драматической кульминацией и камертоном его настроения, безусловно, является медитативное, певучее соло на альтовой флейте, которое 4 ноября 1965 года сымпровизировал в студии Бад Шэнк. Именно это соло и делает песню частью музыкального искусства, а не только поп-культуры. Обратите внимание, что никакого адекватного визуального решения звукам флейты создатели официального видео на песню найти так и не смогли: соло звучит как бы в визуальной пустоте!

Впрочем, в 70-е Бад Шэнк на флейте играть перестал, сконцентрировавшись на альт-саксофоне. В 70-е и 80-е он в основном записывался для калифорнийских лейблов Concord, Contemporary и Candid с собственной группой, куда входили гитарист Лауриндо Алмейда, контрабасист Рэй Браун и ряд сессионных барабанщиков. В 80-90-е гг. и в начале нового тысячелетия Шэнк регулярно выступал на крупнейшем фестивале американского Северо-запада — Джаз-фестивале им. Лайонела Хэмптона в штате Айдахо. Именно там в 2002 г. вашему покорному слуге и удалось единственный раз в жизни услышать Шэнка живьём: там он играл в ансамбле с легендарным трубачом Кларком Терри, там я и сделал фото, которое открывает эту публикацию.

Последним прижизненным альбомом Бада Шэнка стал записанный в 2007 г. с пианистом Биллом Мэйзом «Beyond the Red Door». Ну, а мы с вами послушаем классического Шэнка начала 60-х. Май 1961 года, Лос-Анджелес. Бад Шэнк записывает альбом «New Groove». Кармел Джонс — труба, Деннис Будимир —гитара, Гэри Пикок — контрабас, Мэл Луис — барабаны, Бад Шэнк — альт- и баритон-саксофоны.

Интересно? Ставьте лайк (значок с большим пальцем вверх) и подписывайтесь на канал, чтобы увидеть новые публикации!