Найти в Дзене
Мисс Фемида

ЦИФРОВОЙ КОДЕКС ПРАВ ЧЕЛОВЕКА: НУЖЕН ЛИ ОН РОССИИ?

Идея о создании Цифрового кодекса в России впервые прозвучала еще в 2020 году. С момента принятия в России Национальной программы "Цифровая экономика РФ" оцифровка общественной жизни идет бешенными темпами. Сегодня ситуация обстоит таким образом, что цифровизация общества намного опережает его законодательное регулирование. Прямым поводом для разработки Цифрового кодекса прав человека стали возникающие все новые и новые угрозы правам человека в цифровой среде. Так, утечка персональных данных до сих пор не получила надлежащей законодательной защиты; «кибербуллинг» (травля в Интернете) порой достигает огромных размеров, однако не имеет механизмов предотвращения; ошибки камер видеонаблюдения; неопределенность границ биометрии, позволяющая использовать данные мошенникам – все это требует законодательного регулирования. Разработкой проекта Цифрового кодекса прав человека первоначально занимался Совет по правам человека. В настоящее время инициатива по строительству кодекса перешла к Коми

Идея о создании Цифрового кодекса в России впервые прозвучала еще в 2020 году. С момента принятия в России Национальной программы "Цифровая экономика РФ" оцифровка общественной жизни идет бешенными темпами. Сегодня ситуация обстоит таким образом, что цифровизация общества намного опережает его законодательное регулирование.

Прямым поводом для разработки Цифрового кодекса прав человека стали возникающие все новые и новые угрозы правам человека в цифровой среде. Так, утечка персональных данных до сих пор не получила надлежащей законодательной защиты; «кибербуллинг» (травля в Интернете) порой достигает огромных размеров, однако не имеет механизмов предотвращения; ошибки камер видеонаблюдения; неопределенность границ биометрии, позволяющая использовать данные мошенникам – все это требует законодательного регулирования.

Разработкой проекта Цифрового кодекса прав человека первоначально занимался Совет по правам человека. В настоящее время инициатива по строительству кодекса перешла к Комитету Государственной Думы по информационной политике, информационным технологиям и связям. В содержание Цифрового кодекса предлагают внести три основных раздела:
  • 1. Концепцию защиты прав человека в цифровом пространстве;
  • 2. Регламентацию работы IT платформ, в том числе иностранных;
  • 3. Развитие цифровой грамотности граждан.

Основа регулирования цифровых прав человека на международном уровне была заложена Организацией Объединенных Наций в 2013 году. Резолюция Генассамблеи ООН № 68/167 «Право на неприкосновенность личной жизни в цифровой век» установила предел неприкосновенности цифровых прав человека – необходимость защиты общественной безопасности. По мнению ООН, именно защита общественной безопасности может оправдывать сбор конфиденциальной информации о человеке в Интернете, при условии соблюдения принципа пропорциональности частных и публичных интересов. Резолюция ООН также провозглашает необходимость укрепления соответствующей политики и нормативной базы в сфере защиты цифровых прав.

-2

В России защита цифровых прав осуществляется фрагментарно, совершенствуясь посредством периодических поправок в действующее законодательство. На уровне Конституции РФ закрепляется право на обеспечение безопасности личности при применении информационных технологий (ст. 71). Это положение конкретизируется в ряде действующих законов:

Законе о персональных данных (2006 года);

Законе о «приземлении» (2021), устанавливающим запрет на трансграничную передачу персональных данных иностранными юридическими лицами;

Законе о биометрии (2022 года).

Но этого явно не достаточно, законы работают разрозненно и отсутствует единый эффективный механизм защиты закрепленных в них прав.

-3

Роскомнадзор, являющийся на сегодняшний день основным регулятором отношений в цифровой среде, по сути, не имеет реальных инструментов для воздействия на правонарушителей. Проблема заключается в том, что в России официально не принята сама концепция цифровых прав человека, без которой невозможно говорить о безопасности и механизмах их защиты. Разработанная Советом по правам человека при Президенте Концепция цифровых прав человека, не наделена законной силой.

В частности, право на неприкосновенность частной информационной сферы или право на частную информационную жизнь на работе, до сих пор не получило самостоятельного законодательного регулирования, несмотря на острую актуальность вопроса. В целом вопрос о создании Цифрового кодекса надо начинать рассматривать с анализа отдельных цифровых прав человека.

Как Вы считаете нужен ли России Цифровой кодекс прав человека?