Найти в Дзене
Музклассы.рф

Как развить музыкальный слух и начать попадать в ноты

Оглавление

Отсутствие музыкального слуха, неспособность точно интонировать (попадать в ноты) — это серьезная преграда на пути к сцене. Что делать, если природа не наделила особыми талантами, а петь хочется? Разбираемся вместе с Ленизой Сайфулиной — вокальным педагогом с огромным преподавательским стажем. Ее универсальные советы будут полезны не только вокалистам, но и всем, кто хочет улучшить свой музыкальный слух.

Лениза Сайфулина — певица, преподаватель вокала и музыкальной звукорежиссуры. Руководит вокальными группами, которые сотрудничают с группой «Ария», Авраамом Руссо, Демисом Руссосом и многими другими. 
Фото из личного архива Л. Сайфулиной.
Лениза Сайфулина — певица, преподаватель вокала и музыкальной звукорежиссуры. Руководит вокальными группами, которые сотрудничают с группой «Ария», Авраамом Руссо, Демисом Руссосом и многими другими. Фото из личного архива Л. Сайфулиной.

Медведь на ухо наступил: можно ли развить музыкальный слух, если его нет?

Музыкальный слух — довольно широкое понятие и охватывает сразу несколько типов слуха: абсолютный, относительный, метроритмический, звуковысотный, мелодический, гармонический и других. Такого, чтоб у человека совсем никакого музыкального слуха не было, как правило, не бывает. Чаще речь идет о недостатках, несовершенствах в том или ином виде.

Например, у начинающих вокалистов часто встречаются такие проблемы:

  • слышит и понимает ритм, но может не очень хорошо попадать в ноты;
  • поет чистенько, но может выпадать из ритма: улетать вперед песни или наоборот, петь медленнее, чем надо;
  • понимает, как на инструменте должны звучать ноты, но при этом не может воспроизводить их голосом.

В идеале певец должен слышать и ритм, и ноты, воспринимать их относительно инструмента, уметь их воспроизвести, слышать со стороны чужие ошибки и самое оптимальное — отлично слышать и контролировать себя. В той или иной степени приблизиться к этому идеалу способен каждый.

Насколько можно развить музыкальный слух?

В этом вопросе, безусловно, имеют значение исходные данные. Чем сильнее старт, чем больше возможностей в начале, тем быстрее человек достигнет высот. Идеальный вариант — это овладеть теоретической базой и практическими навыками еще в детстве, закончив хотя бы музыкальную школу. Впрочем, учиться никогда не поздно: существует множество разных методик, как общемировых, так и авторских, которые дают прекрасные результаты. Развить музыкальный слух у взрослого чуть сложнее, чем у ребенка, но тоже вполне реально.

Конечно, если изначально данные не очень хорошие, то развить слух до уровня величайших суперзвезд не получится. Нужно спокойно и трезво к этому относиться и просто идти на улучшение. Насколько далеко можно продвинуться — вопрос времени, генетических предрасположенностей и особенностей, упорства и труда.

Можно ли развить музыкальный слух самостоятельно?

Обычно выделяют два типа людей с плохим слухом:

  • одни чувствуют или прямо слышат свои ошибки, но не знают, как это исправить;
  • другие не чувствуют и не понимают, когда не попадают в ноты или улетают из ритма. Человек поет, но сам себя не слышит и не способен контролировать свой голос. Ему даже может казаться, что все в полном порядке.

Так вот если вокалист в состоянии понять, когда он попал в ноту, а когда не попал, то у него есть шанс на самостоятельное развитие музыкального слуха. А если человек не слышит и не контролирует себя, то не сможет правильно определить, в каком диапазоне нужно начинать заниматься и как именно это делать. Поэтому в такой ситуации лучше всего пойти к преподавателю.

Музыка — это портал к прекрасным впечатлениям и радостям, которые без понимания нюансов можно никогда и не ощутить
Музыка — это портал к прекрасным впечатлениям и радостям, которые без понимания нюансов можно никогда и не ощутить

На фото: Илья Зудин (группа «Динамит») и микрофон «Октава»

Найти правильный диапазон — половина успеха!

У каждого человека есть определенная зона, в которой слух начинает хорошо работать даже в самых запущенных случаях. Находится она там, где мы говорим. В диапазоне, в котором человек разговаривает (а говорим мы тоже нотами), он и слышит более-менее хорошо, и интонационно у него все на месте. Обычно это одна октава, может быть полторы.

Знать свой рабочий нотный диапазон очень важно! Если артист понимает, в каком диапазоне он уверенно работает, то даже в рамках скромных вокальных возможностей сможет разработать достойный музыкальный формат. Это не так сложно, как может показаться: основная масса простых мелодий укладывается в октаву.

Простой способ определить свой вокальный диапазон

Определить свой диапазон можно самостоятельно или с помощью другого человека, знающего ноты. Чтобы это сделать, для начала нужно просто поговорить, параллельно нажимая клавиши на фортепиано, подбирая максимально близкое звучание. Так можно определить, в какие ноты человек во время разговора попадает, какие клавиши в это время нажаты.

Далее двигаться вверх и вниз по гамме (лучше по простой хроматической) до тех пор, пока человек не начнет «вылетать» и не перестанет попадать в заданные ноты. Если он три-четыре раза из пяти не попал, значит, это его предел.

Таким образом мы получаем диапазон, в котором человек уверенно интонирует.

Раздвигаем рамки диапазона — медленно и аккуратно

После того, как комфортный диапазон определен, его нужно потихонечку раздвигать с помощью различных упражнений и методик. Их существует огромное количество. Например, одно из самых простых упражнений: преподаватель (или сам вокалист) играет на фортепиано разные нотные последовательности, а ученик пытается их спеть. Как правило, начинают с простейшей мажорной гаммы — она хорошо запоминается и «въедается» в мозг. Когда человек начнет уверенно попадать в отдельные ноты, задачи усложняют: берут более широкий диапазон и пробуют разные мелодии.

Через некоторое время, когда появится устойчивый результат, можно будет переходить к тренировкам на песнях. Поначалу это должны быть простые в исполнении вещи, где шаги будут по основным диатоническим ступеням. Начинающему певцу так будет легче сконцентрироваться и выработать правильный навык. Например, для тренировок хорошо подойдут такие песни, как «Ой, мороз, мороз», «В траве сидел кузнечик», «В лесу родилась елочка» и подобные.

Важный момент: все песни, с которыми работаете, нужно переносить в ваш комфортный диапазон — транспонировать. Сделать это правильно вам поможет преподаватель.

Тренировки с помощью песен в общем случае укладываются в шесть шагов:

  1. Включить песню и петь вместе с голосом исполнителя, чтобы хорошо заучить и запомнить материал.
  2. Играть на фортепиано аккорды песни вместе с мелодией и пропевать эту мелодию.
  3. Играть только аккорды, петь мелодию.
  4. Включить фонограмму песни (теперь уже «минус», без вокала), одновременно играя мелодию на фортепиано и пропевая ее.
  5. Петь мелодию только под фонограмму.
  6. Показать все это специалисту и спросить: «Ну как, получается у меня?».

К каждому новому шагу нужно переходить тогда, когда предыдущий полностью освоен и не вызывает трудностей в исполнении. Разве что кроме шестого: любое общение со профессионалом пойдет только на пользу.
Помните: в первое время чем проще задача, тем лучше. Не стоит сразу хвататься за сложные песни, даже если они очень вам нравятся. Это во-первых, бессмысленно, а во-вторых, может сильно навредить голосовому аппарату. Вы сами можете этого не замечать, но даже выполняя самые простые упражнения вы уже будете развиваться и расти над собой.

Хороший микрофон делает занятия еще интереснее!
Хороший микрофон делает занятия еще интереснее!

На фото: Динамический вокальный микрофон МД-305 от бренда «Октава»

Какой репертуар подбирать начинающему вокалисту?

Здесь все очень зависит от целей: что человек хочет петь и как. Одно дело, если цель — исполнение собственных песен и в основном студийная работа. Совсем другое — концертная деятельность или работа с чужим материалом.

На записи одну-две ноты можно подправить, «подтянуть». Но на живых выступлениях это уже станет проблемой. Если человек рассчитывает быстро начать концертную деятельность, то надо сосредоточиться на заучивании именно тех песен, которые он собирается исполнять — ровно по тем же шести шагам, которые приведены выше, и с учетом всех рекомендаций. Во время живого исполнения избегать крайних нот, которые точно вылетают за пределы слухового диапазона вокалиста. Нет смысла выходить на сцену с песнями, которые всегда получаются грязно.

Да, никто не запрещает выступать и даже становиться суперзвездой, не имея никакого музыкального образования, не попадая ни в ноты, ни в ритм. Современный шоу-бизнес нам демонстрирует подобные примеры. Но насколько это лично вас удовлетворит? Вопрос и риторический, и философский, и нравственный.

Музыка — это питание для души. Артист всегда в ответе за то, чем он «кормит» своего слушателя. Личные амбиции, которые побуждают вас становиться лучше, постоянно развиваться и повышать квалификацию — это правильные, хорошие амбиции. Расти никогда не поздно!

Автор: Лениза Сайфулина

#музклассы_вокал