В 1923 году Густав Хартлауб (немецкий искусствовед) разослал критикам, художникам, искусствоведам и прочим людям искусства приглашение на выставку «новой вещественности». Цель выставки — показать, что многие современные художники не подходят под определение экспрессионизма, дадаизма, фовизма или импрессионизма, поэтому происходит рождение нового художественного течения.
Объединение «новая вещественность» провозглашало искусство, отличное и от современных направлений, и от классических мотивов. Ведь экспрессионизм, фовизм, дадаизм и прочие измы уже не отвечали на вопросы современного мира с его катастрофами и бедами, особенно после Первой мировой войны.
Что хотели художники «новой вещественности», что писали, как разделялись и почему так быстро пропали?
Давайте разберемся!
Возвращение к порядку
Пока экспрессионисты добивались признания на независимых выставках, в Германии появляется противоположная сторона — художественное течение «новая вещественность». Оно возникло в 20-е годы XX века после окончания Первой Мировой войны. Это была не только реакция на экспрессионизм, но и осознание ужаса, потерянности и всеобщего непонимания после перенесенного горя.
Художникам хотелось сознательности. Когда не скрываешься за познанием своих внутренних демонов и не пытаешься залезать в души человека, а начинаешь смотреть по сторонам. Художники добивались объективного понимания — посмотрите, говорили они, мир после Первой мировой войны не восстановился. Вокруг — опустошение и темнота, голод, болезни, экономический крах и политическая нестабильность.
Цель: видеть вещи такими, какие они есть, а не передавать это через эмоции и внутреннее состояние. Экспрессионисты интересовались внутренним содержанием, писали свою реальность. Эта увлеченность собой и своим внутренним миром не нравилась «вещественникам» — им было гораздо интереснее смотреть на мир и писать то, что происходит вокруг.
В 1925 году немецкий историк искусства Густав Хартлауб организовал выставку «Новая вещественность — немецкая живопись после экспрессионизма».
Он же и поделил художников на две группы — правых и левых. Стилистически художники отличались друг от друга, поэтому внутри объединения появились группы — классицисты, веристы, а позднее к ним прибавились и художники мистического реализма. Иногда классицистов называют «правыми», а веристов — «левыми».
Межвоенный классицизм
Классицисты «новой вещественности» избегали острых социальных и политических тем, писали спокойную и не слишком шокирующую повседневность. Немного эстетики и натуральности — спокойные пейзажи, бытовые сцены. Никаких конфликтов и громких заявлений. Для них это было то самое возвращение к порядку и естественному ходу искусства. И это была их сознательность.
Ну такой, современный классицизм получался. Художников этой группы было не так много, они были не особо известны, а работ находится мало. Большая часть работ вообще была уничтожена нацистами.
Яростный веризм
Веризм (от лат. Verus — истина) — это вообще реалистическое направление в искусстве Италии конца XIX — начала XX веков. Тогда итальянские художники были не согласны с традициями и правилами изображения Академии художеств и хотели создавать живое искусство, где есть социальные конфликты, проблемы общества и государства.
Веристы в «новой вещественности» писали картины на остро-социальные темы, выплескивая свою ярость и недовольство на полотно. Их преследовало военное прошлое, лишения и страх за будущее. Они не писали для эстетики и ради удовольствия — они указывали на несовершенства общества с помощью изображения внешней среды, а не какого-то конкретного человека.
Их искусство было резким, иногда уродливым, честным и неприятным. Это была «эстетика безобразного». Часто обращались к сатире.
В отличие от группы «правых» художников, веристы любили изображать городскую жизнь, где лучше всего передается эта реальная повседневность — любой сюжет с социальным подтекстом можно найти в городах.
Магический реализм
Есть еще одно направление в рамках «новой вещественности» — магический реализм. Если разделение на классицистов и веристов описал Густав Хартлауб, то про магический реализм написал в 1925 году искусствовед Франц Ро.
Магический реализм — синтез реальности и нереальности, если сказать просто. Это изображение повседневных вещей в измененном пространстве, как будто это галлюцинация или сон. Но Франц Ро, говоря о магическом реализме в «новой вещественности» говорил об особом реализме, который буквально открывал суть обыденных предметов. Настолько реалистично, что начинаешь видеть то, что спрятано внутри, как будто повседневность окрашивается магическими чертами. Фантастичность или магия появляются позже, и это уже было совсем не то, о чем писал Франц Ро. Тогда магия и фантастика не выходила за пределы обыденности.
Дегенеративное искусство и конец объективности
В 1933 году с приходом к власти национал-социалистов в Германии художников «новой вещественности» запретили к показу. А в 1937 году прошла знаменитая выставка «дегенеративного искусства», где были выставлены многие работы художников. Кто-то из художников покинул страну, кто-то принял новые правила. Объединение растворилось в новом витке истории.
Конечно, это искусство — громкое и не слишком понятное, местами безобразное и, как кажется, лишенное таланта. Нельзя забывать о времени создания произведения и о контексте истории — что происходит в этот отрезок времени и почему художники писали именно так, а не иначе. Они легко могли написать реалистичный и эстетически красивый пейзаж, могли писать портреты с предельной точностью, могли выписывать детали и изображать идеальные фигуры. Но внешний мир не хотел или не принял бы такое искусство — это было совершенно ненужное и непонятое полотно, которое растворилось бы водовороте истории.
Очень сложно сейчас найти многие работы художников, так как они либо были уничтожены, либо находятся в частных коллекциях.