Денис пришел работать в банк кассиром. Умный, спокойный, образованный, исполнительный. Он дорос до должности начальника сектора, за 12 лет. Неплохая зарплата, все благополучно.
Дома две дочки (одна инвалид). С дочкой, из-за ее болезни, жена сидела дома, каждая копейка на счету.
Денис заметил, что сменившееся начальство к нему не так благосклонно. Приятель шепотом сказал:
- Они своего кого-то, родственника, на твое место метят.
Вскоре Дениса вызвали к руководству. Два вышестоящих должностных лица предложили:
- Пиши заявление на увольнение по собственному желанию.
- Я не уйду. У меня семья. Ребенок-инвалид. Зарплату в провинции найти не просто.
- Тогда пока перейди на должность ниже. Зарплата будет чуть меньше. Но это на полгода. Дальше твое место освободится, и ты вернешься. В ином случае найдем, как уволить по статье.
Денис согласился, и написал заявление об увольнении переводом. Его в течение 10 месяцев кидали переводом с должности на должность. В результате он оказался на должности кассира. То есть там – откуда начал. С зарплатой на 16 тысяч меньше. Он пошел к руководству:
- Вы же обещали. Должность начальника сектора освобождается. Ваш ставленник через месяц уходит. Уже и заявление написал.
- Ну вот, пока не получается.
- Скоро на мое место из декрета выйдет девочка, и я на улицу?
- Денис, я ничего сделать не могу. Значит, на улицу.
Денис обратился в суд о признании приказа об увольнении с должности незаконным и восстановлении в должности начальника сектора.
Районный суд рассмотрел дело и отказал – срок исковой давности месяц. Да и заявление сам написал. Сам и виноват.
Денис начал обжаловать, но везде был отказ. Н не сдался и дошел до Верховного суда.
А там сказали:
Истец боялся потерять и этот заработок, необходимый для содержания семьи и реабилитации ребенка с инвалидностью, и согласился на условия руководства. Десять месяцев он ждал, что руководство примет его на прежнюю должность, но этого не произошло. Эти обстоятельства — уважительная причина пропуска срока.
Суды совершенно не проверили слова истца, а сразу просто отказали. Хотя работник- заведомо более слабая сторона во взаимоотношениях с работодателем. Дело вернуть в районный суд на новое рассмотрение.
Дело вернулось в районный суд на новое рассмотрение.
- Все равно ты ничего не добьешься, - шипели на Дениса.
Но при этом нового работника на начальника сектора не назначали. Непосредственный руководитель – Мария Петровна – сказала:
- Денис, я в суд пойду, подтвержу, что был такой разговор и обещание.
- Мария Петровна, вы не боитесь?
- Не боюсь. Я и так все это тянула, пока их ставленник сидел. А теперь вообще чью-то любимую девочку поставить хотят. Я ее видела – совсем ничего не соображает.
- Спасибо Вам.
Накануне суда Денис сильно заболел, температура. В суд было направлено ходатайство о переносе рассмотрения. Но тот никак не отреагировал на это, рассмотрел в отсутствие Дениса, без свидетелей. И решил: увольнение законно, банк все сделал правильно.
Апелляция такой самонадеянной не была. И сразу сказала: нет, так не годится. Вообще-то все обстоятельства должен рассмотреть район, но он с этим не справился. И дело почему-то не перенес, и документы как следует не рассмотрел. Рассматриваем на этом этапе.
Приказ об увольнении с переводом на новое место был издан аж 4-го числа. Денис же написал заявление только 6-го. То есть работодатель заранее планировал его уволить, есть основания предполагать, что было давление.
Выступили два свидетеля, которые подтвердили факт уговоров, и обещание перевода на старое место.
Решение районного суда отменить, восстановить Дениса в должности. Взыскать за 2 года разницу в окладах в сумме 315 тысяч и моральный ущерб – 5 тысяч рублей.
Так за справедливостью Денис ходил 2,5 года.
Определение Верховного суда РФ по делу № 16-КГ20-6 от 29.06.2020
Волгоградский областной суд, Дело № 33-11158/20
Берегите себя и своих близких. И не забывайте подписываться на автора.