Сегодня наконец-то рассмотрим действительно лучшие отечественные рок-группы!
Для начала - важная оговорка!
Я очень люблю отечественную рок-музыку за самобытность, за поиск новых смыслов, форм, решений. За время коллекционирования винила в коллекции собрался не один десяток пластинок русского рока.
Само же понятие "русский рок" весьма спорное, многие вообще считают, что у нас рока как такового нет, да и вообще, всё, что поют наши артисты это бардовская песня в различных аранжировках и к року это не имеет никакого отношения. Но не будем так категоричны. Наш рок существует, но он специфичный и, скорее, чем-то больше похож на рок восточноевропейский, чем на более привычный британский или американский. Существует рок питерский, московский, уральский, но в данном случае, разделять по региональному признаку не будем.
Русский рок весьма не однородный. Вот, например, группа "Наив" это рок? Вроде и не совсем, они же панки, а с другой стороны, это тоже рок, - панк-рок. И так далее. Для полноты обзора включим всё, что включает в себя рок - и панк и метал и альтернативу и фолк.
Как обычно, подборка весьма субъективная, но тем не менее, основана на множестве публикаций на форумах, в тематических сообществах и статьях критиков. Под каждой группой оставлю своё личное впечатление от посещение концертов группы, на которых довелось побывать, ведь живые выступления для рок-групп крайне важны.
Отмечу, что в нашей стране за последние годы развилось много новых ярких команд. Их вклад в общую культуру пока не так весом, но обязательно про них напишем в отдельном выпуске.
Следует также указать, что в обзоре присутствуют и существующие и уже распавшиеся коллективы.
Как обычно, приветствуются самые смелые мнения. Комментировать можно всем, даже без подписки на канал. Давайте только попробуем без мата и взаимных оскорблений. Но есть нет возможности сдерживать себя - так уж и быть, - жгите!
Мастер
Группа появилась ещё в советские времена и, в отличие от "Арии" (с которой понятно почему сравнивают "Мастер") сразу стали играть трэш-метал, что, с одной стороны сделало группу менее популярной (всё-таки трэш это более экстремальный жанр, чем хэви-метал), с другой стороны группа стала уважаема поклонниками и особых "проседаний" в творчестве не замечено. Упрекну их только за англоязычный период середины 90-х. К счастью, позже группа ушла от английских текстов.
За что? Группа целостна, верна традициям, фронтмэн Александр Грановский действительно понимает что делает и поддерживает проект уже на протяжении почти сорока лет, причём группа не пропиталась нафталином, убедительно звучит и сегодня.
Живьём. 10/10! Концерт в "Известиях" в ноябре 2022 года ещё раз доказал вышеуказанные тезисы. Энергетика "Мастера" зашкаливает!
Знаковый альбом: "Мастер" (1988).
Ложка дёгтя: звучание легковато для трэша. Осторожный, не новаторский репертуар.
Ария
Группу "Ария" традиционно принято ругать за копирование музыкальных идей у "Iron Maiden" и "Judas Priest". Фанаты изливают тонны желчи, совершенно не замечая того, что, в принципе, группа-то хорошая. "Ария" кипеловского периода играла добротный хэви-метал, отечественного разлива, насыщенный весьма неплохими стихами Маргариты Пушкиной. Конечно, речь идёт об альбомах до 1998 года, дальше слушать значительно сложнее.
За что? За вокал Валерия Кипелова - лучшего вокалиста отечественного хэви-метала, тут нечего спорить. За альбомы "Герой асфальта" (1987), "Игра с огнём" (1989), "Кровь за кровь" (1991), "Ночь короче дня" (1995).
Живьём. Обычно концерты "Арии" это центральное событие российского рок-сезона. Это ярко, мощно, насыщенно. Но уж очень много угашеной в хлам публики в фан-зоне.
Знаковый альбом: "Ночь короче дня" (1995).
Ложка дёгтя: самоцитирование. Коллектив без Кипелова слабоват, а новый Кипелов даже на горизонте не просматривается.
Крематорий
Группа существует с 1983 года, под руководством бессменного Армена Григоряна. Звучание группы весьма разнообразно - блюз, рок, фолк, арт. Одно время их было даже слишком много в эфирах радиостанций, оно и понятно, образные тексты, мелодика, качественные аранжировки и безошибочно узнаваемый и харизматичный Гигорян.
За что? Конечно, в первую очередь, стоит отметить вклад коллектива в становление самого понятия "русский рок", такими альбомами как "Клубника со льдом" (1989), "Живые и мёртвые" (1990), "Зомби" (1991). Но, несмотря на быстрый успех, группа не рассыпалась, а очень органично прошла 90-е, 2000-е и прекрасно чувствует себя в наши дни.
Живьём. Группа уверенно играет, как в формате уютного "квартирника", так и на многотысячном фестивале. Причём играет так, как будто Григорян поёт лично для тебя. Потрясающе.
Знаковый альбом: "Живые И Мёртвые" (1990).
Ложка дёгтя: да особо и придраться не к чему...
Ноль
Этот самобытный ансамбль образовал молодой ленинградский баянист-певец-композитор Фёдор Чистяков в 1985 году, что, собственно, и определило звучание коллектива.
За что? Группа просуществовала очень не долго, но записала один из лучших классических альбомов русского рока - "Песня о безответной любви к Родине" (1991). Стихи разобраны на цитаты, а альбом переиздается до сих пор. И что? Одного такого альбома достаточно, чтобы стать одной из лучших групп русского рока? - Да, конечно!
Живьём. Увы, не довелось услышать "Ноль" живьём, если вы были на их концертах - пишите в комментарии!
Знаковый альбом: "Песня о безответной любви к Родине" (1991).
Ложка дёгтя: быстро рассыпались. Нестабильное состояние "Дяди" Фёдора.
Монгол Шуудан
Один из самых самобытных коллективов на отечественной рок-сцене. Концепция группы сосредоточена вокруг анархического движения в период 1917-1922 года, когда в стране бушевала революция, гражданская война. Весь этот анархо-панко-метал замес существует с конца 80-х годов по сей день. В репертуаре коллектива чего только нет - от забойных хитов до частушек и лирических поп-баллад. Валерий Скородед, лидер ансамбля, продолжает активную деятельность, а с 2018 года занимается "перезагрузкой" ранних альбомов в более жестком и тяжелом звучании, что идёт им только на пользу.
За что? Уникальность. Строгая приверженность концепции. Яркие и остроумные образы, создаваемые в песнях.
Живьём. Великолепно! Энергетика исполнения и напор на высоте. Новое тяжелое звучание и классический "монгол-шуудановский" репертуар даёт невероятный эффект. На концертах весело, но не очень безопасно.
Знаковый альбом: "Паровоз - Анархия" (1989), который переиздан группой с новым звучанием в 2019 году.
Ложка дёгтя: мало новых песен. Альбомы не выпускаются на виниле.
Звуки Му
Детище Петра Мамонова сложно уместить в понятие "рок", уж настолько неординарный и разноплановый получался результат - дикая смесь музыки, поэзии и театра.
За что? Как минимум за альбом "Простые вещи". Это крутейшая авангардная работа. Это почти как Малевич и Кандинский, только в музыке. Конечно, это не самая доступная музыка, а в творчество Мамонова надо въехать. Но уверяю, это мировой уровень, которым по-праву можно гордиться.
Живьём. "На "Звуки Му" надо было сходить, а не на "Алису" эту". - Сказал бы я себе пятнадцатилетнему.
Знаковый альбом: "Простые вещи" (1996).
Чйная ложка дёгтя: явное вдохновение Бирном и "Говорящими головами", хотя может это и не плохо.
Nautilus Pompilius
Яркий, во многом противоречивый "Нау" появился в начале 80-х. На протяжении своей истории группа много экспериментировала со звучанием, с темами песен, со стилями. И это, конечно, хорошо. "Нау" обогатили отечественную культуру множеством действительно хороших песен.
За что? Для начала за песни: «Прогулки по воде», «Взгляд с экрана», «Скованные одной цепью», «Титаник», «Шар цвета хаки», «Каждый вздох», «Крылья», «Я хочу быть с тобой», «Последнее письмо» и другие хорошие песни. За раннее творчество, за эксперименты и качественные аранжировки. За тематику песен, - от остро социальной, до лирической и психоделической. За талант Ильи Кормильцева (хотя скорее спасибо Илье за Наутилус, без него ничего бы не было).
Живьём. Увы, группу живьём не застал. Довелось услышать только акустическое выступление Бутусова, это оказалось скучно и совсем не то.
Знаковый альбом: "Князь Тишины" (1989).
Ложка дёгтя: пафос Вячеслава Бутусова, вечно он такой уставший измождённый, "отстаньте от меня, я великий".
Чёрный Обелиск
Одна из любимых отечественных хэви-метал групп. Помню офигел, когда в 1992-м году впервые увидел по ТВ клип на песню "Ещё один день" (День прошел, а ты всё жив).
За что? "Обелиск" образовался в середине 80-х и был очень силён в начале-середине 90-х с альбомами "Ещё один день" (1992) и "Я остаюсь" (1994). Конечно, всё это благодаря таланту Анатолия Крупнова, которому удалось создать действительно качественный тяжелый рок. Стоит отдельно отметить сильный вокал Крупнова, да и вообще, харизматичный артист, наш Лемми Килмейстер).
Коллектив существует и сегодня, но лучше бы не существовал. От группы осталось одно название. Слушать это невыносимо.
Живьём. Увы, не застал. На новый состав не пойду.
Знаковый альбом: "Ещё Один День" (1992).
Ложка дёгтя: современный состав.
Король и Шут
Долгое время прогрессивным снобским сообществом группа считалась несерьёзной, фанаты подвергались оскорблениям. Несмотря на это, популярность "КиШ" была на довольно высоком уровне, группа активно гастролировала и записывала альбомы. После смерти её лидера и одного из основателей Михаила Горшенёва группа прекратила существование.
Никогда не был фанатом Короля и Шута, но относился к ним с симпатией, нравилась тематика их песен-сказок с ранних альбомов, да и вообще эстетика "сказка-панка", которая создавалась их песнями.
Важно отметить, что недавно произошел всплеск интереса к песням "КиШ". Альбомы переиздали на виниле, сняли сериал по мотивам жизни Михаила Горшенева и героев песен "КиШа". Творчество группы как бы "перезагрузилось", ушла пена глупой ненависти. Время расставило всё по местам.
За что? Формирование собственной вселенной с харизматичными и яркими персонажами. За то, что "КиШ" самородки, сами пробились. За мощную фан-базу. За ранние альбомы.
Живьём. Удалось побывать на выступлении КиШ только в формате фестиваля "Нашествие-2002". Живьём группа отлично выступала. Фанаты их восторженно поддерживали, конечно те, кто дожил до выступления и был в состоянии воспринимать музыку.
Знаковый альбом: "Камнем По Голове" (1997).
Ложка дёгтя: простоватая незатейливая и местами слабая лирика. Посредственные поздние альбомы. Имидж группы, как музыка для недалёких школьников, который, к счастью, начинает улетучиваться.
Сектор Газа
Истинно народная группа, как бы спорно это ни звучало. Простейшие аранжировки, музыкальные пародии, ненормативная лексика. Тематика песен от остро-социальных, до юмористических и сказочных. Секрет успеха группы как раз в этой народности, в охвате аудитории помноженной на талант Юрия Клинских. Примечательно, что Юрий создал себе эдакий быдловатый, "колхозный" образ, сам при этом, отнюдь таким человеком не являясь. Он сумел всё это упаковать и грамотно коммерциализировать. То есть музыка Сектора Газа коммерчески успешная, но достоверная, честная, не утратившая народных корней. Творческое наследие Сектора Газа очень органично состарилось, дав почву для многочисленных переосмыслений и целого пласта подражаний.
"Сектор" это стёб над нашей жизнью, обществом, культурой, социально-политической системой, а эти темы не стареют.
За что? Аутентичность, честность, народная любовь, актуальность. За то, что в дискографии нет проходных альбомов.
Живьём. Группа активно гастролировала по различным небольшим площадкам, домам культуры. В одном из разорившихся в конце 90-х кинотеатров удалось застать их концерт. Весело, отвязно, душевно.
Знаковый альбом: "Нажми На Газ" (1993).
Ложка дёгтя: ханжеское отношение к песням группы некоторых слушателей (но тут вины "СГ" нет).
Кино
Группа "Кино" это, можно сказать, наше всё. С одной стороны, может показаться, что "Кино" это эстетика "Cure" и "Smiths", наложенная на российскую действительность. Но всё не так просто. Экспериментаторов с "новой волной" в те годы было навалом. С другой стороны, именно "Кино" смогли подобрать формулу, которая дала тот результат, который столь заметен до сих пор. Песни группы "Кино" это не только голос поколения 80-х - 90-х, их песни находят отклик и у современной молодёжи, что большая редкость для отечественного рока. И вообще, так получилось, что творчество "Кино" не устаревает и с годами наполняется новыми смыслами.
За что? За многогранный талант Виктора Цоя. За песни "Дальше действовать будем мы", "Группа крови", "Звезда по имени Солнце", "В наших глазах", "Последний герой", "Печаль", "Хочу перемен!", "Пачка сигарет", "Спокойная ночь", "Восьмиклассница", "Война", "Закрой за мной дверь" и другие...
Живьём. Увы, не застал. Многочисленные современные попытки выступлений "Кино" без Виктора Цоя не убедительны и не интересны.
Знаковый альбом: "Группа крови" (1988).
Ложка дёгтя: сложившийся культ.
Гражданская оборона
Группа "Гражданская оборона" основана в 1984 года в Омске Егором Летовым и Константином Рябиновым и распалась в 2008 году после смерти Егора Летова. "ГрОб" - проект такой-же противоречивый, как и её бессменный создатель - Егор Летов. Возможно в этом и кроется такая живучесть песен, смыслов, образов, заложенных в творчество "ГО".
"Оборону" или любят или ненавидят, редко удаётся встретить мнение посередине, несмотря на это "Гражданская оборона" наиболее влиятельная группа на постсоветском пространстве.
Примечательно, что с годами интерес к творчеству Егора Летова только растёт, "Гражданская оборона" и другие проекты Летова популярны в различных культурных средах и субкультурах. Цитаты из песен заполнили интернет, альбомы выходят на виниле (спасибо издателю "Выргород").
За что? За сюрреалистические тексты, авторское осмысление и отражение окружающей действительности. За вклад в отечественную культуру, как бы странно это ни звучало.
Живьём. Летов: "Я хочу видеть на концертах таких же слушателей, как мы сами. Пусть люди с помощью той энергии, которая приходит к ним, по-другому посмотрят на мир, пусть они почувствуют себя вечно живыми, огненно-живыми, смогут контролировать себя и постараются трансформировать эту энергию в творчество". Вот уж не знаю. Публика на концертах "Обороны" была очень разная, от прилично одетых интеллигентов, до упоротых в хлам говнарей. Причём и те и другие были весьма агрессивные. Может конечно на других площадках было иначе, но в "Горбушке" в 2003 году было так.
Знаковый альбом: "Русское поле экспериментов" (1989)
Ложка дёгтя: местами запредельно низкое качества звука (понятно, что "гараж" и "нойз", но всё же).
Заключение
Вот такой вышел субъективный рейтинг отечественных рок-групп. Как видно, совсем не представлены более-менее современные группы. Это намеренно. Для них будет разработан отдельный топ.
Очень приветствуется мнение читателей, какие коллективы остались незаслуженно забыты и также должны быть в списке. Только, пожалуйста, обоснованно.
Всем хорошего настроения. На дворе середина июля, не забывайте покупать свежие фрукты и овощи, бывайте на природе и за городом. Чаще собирайтесь за столом с близкими людьми, время так скоротечно, а мы часто тратим его на бесполезный телевизор, супермаркеты и торговые центры...