Это случилось весной 1982 года — за несколько месяцев до того, как не стало Леонида Брежнева. Тогда генеральный секретарь отправился в рабочую поездку в солнечный город Ташкент…
«Безопасность Брежнева гарантировать не можем»
Поездка в Узбекистан была рассчитана на три дня. В программе значились вручение республике ордена, а также посещение нескольких знаковых предприятий.
По предложению тогдашнего министра обороны Дмитрия Устинова в программу включили и знакомство с местным авиастроительным заводом.
При этом узбекские власти предлагали отказаться от такого пункта программы. Они сразу же предупредили, что на этом объекте не смогут обеспечить 100-процентную безопасность советского лидера.
Охранник генсека предлагал отменить встречу
Между тем, отменять ничего не стали. Утром 23 марта по заводскому радио прозвучало объявление о том, что на заводе состоится митинг, на котором выступит сам Леонид Ильич Брежнев.
Местом встречи был объявлен цех сборки. Увидеть главу государства захотели все — народ со всех ног бежал к специально собранной трибуне… Процесс принял неуправляемый характер. Заводчане, чтобы лучше видеть, карабкались на леса у строящихся самолётов.
Всё было организовано из рук вон плохо. Личный охранник Брежнева — Владимир Медведев, оценив обстановку, пришёл в ужас и предложил отменить встречу. Однако Леонид Ильич категорически отказался: «Нельзя. Люди уже собрались и ждут».
Стремянки не выдержали всех
Ситуацию усугубило то, что рабочие (которые в огромном количестве собрались на встречу) перекрыли вход, через который в цех должен был войти генеральный секретарь. В итоге проход был в спешке организован с другой стороны — прямо под огромными стремянками, на которых столпились люди.
Рабочих было очень много. Количество людей постоянно прибывало. Во время появления Брежнева в дверях все, кто стоял на сремянках, вдруг двинулись к одному из краёв конструкции. Так они рассчитывали получше увидеть генерального секретаря, но груз оказался слишком большим — леса не выдержали и затрещали…
Брежнев оказался под «завалом»…
Советский лидер получил удар ботинком прямо по голове. Кроме того, железная часть конструкции также обрушилась прямо на Леонида Ильича.
Охране пришлось действовать стремительно — чтобы расчистить дорогу к выходу, один из телохранителей Брежнева выхватил пистолет и начал прокладывать путь к авто, размахивая оружием.
Обошлось — генеральный секретарь и сопровождающие разместились в машине и отъехали. Леонид Ильич сразу потребовал «набрать столицу» - по телефону попросил Юрия Андропова не устраивать наказаний, потому что «всё случилось по его, Леонида Ильича, личной ошибке», ведь на завод «поехали без предупреждения, несмотря на то, что его пытались отговорить»…
Случайность или покушение?
Историки до сих пор обсуждают, что тогда было на самом деле. Некоторые склоняются к версии, что происшествие на предприятии — спланированное покушение. В пользу этого говорит несколько фактов.
Во-первых, странное и провокационное объявление, прозвучавшее по заводскому радио. Оно спровоцировало ажиотаж и суматоху.
Во-вторых, серия организационных проколов. Включая, и перекрытый вход, через который должен был зайти генеральный секретарь. Почему никто не послушал охрану — загадка.
В-третьих, загадочное исчезновение всех видеозаписей, зафиксировавших момент происшествия. Кадры были сделаны журналистами программы «Время» и хранились (до отправления бригады в Москву) в сейфе председателя Гостелерадио Узбекистана. Однако, когда московские телевизионщики решили забрать плёнки, оказалось, что они бесследно исчезли…
Утверждают, что без некоего «секретного покровителя» из столицы сделать это было бы невозможно. Так или иначе, но Леонид Ильич за несколько остававшихся ему месяцев так и не оправился после случившегося...