Любите поэзию?
Совсем недавно в свет вышла книга Ирины Пескаревой «Биполярное равновесие. СТИХИя большого города». Это — мир поэзии, которая рождена современным мегаполисом и дышит с ним в унисон. Она окутывает нас простыми и невероятно близкими каждому словами, которые проникают глубоко в мозг и душу.
В этих историях так легко узнавать себя, их стремительные эмоциональные перепады описывают наши собственные наготу, страсть, боль, отчаяние и экстаз. Добро пожаловать в мир «Биполярного равновесия», где каждая строка — эйфория и лишает рассудка.
Познакомимся с автором поближе.
Кто Вы по профессии?
Я – то самое ископаемое, которому в жизни пригодился диплом. И при этом я ни дня своей жизни не заставляла себя чем-то заниматься, не делала то, что не нравится. Да-да, я существую.
Вообще, я журфак окончила, но по специальности PR. И очень рада, что выбрала именно эту сферу, потому что она, в отличие от традиционной журналистики, не подразумевает однообразия жанра: пиши, снимайся, продюсируй, бери интервью, давай интервью, работай с традиционными СМИ или с блогерами, создавай свои площадки и инструменты – безграничный простор для творчества и роста над собой. В такой атмосфере совершенно невозможно заскучать или заржаветь. Наоборот, чем больше ты реализуешь свой потенциал, тем больше хочется сделать еще. И я не вижу ни единой причины сдерживать эти желания.
Как Вы решились на написание книги? Расскажите подробнее про этот путь . Как Ваши близкие относятся к Вашему творчеству?
Эти 2 вопроса неразрывно связаны для меня.
Мои первые читатели в глобальном смысле – это моя семья и близкие друзья. Вряд ли их можно заподозрить в объективности, но именно они первыми намекнули: мол, твои стихи имеют право на существование еще где-то, кроме блокнота (кстати, этот же блокнот, в который записывала от руки законченные произведения, я продолжаю вести до сих пор). Несколько лет мне понадобилось на то, чтобы решиться и выложить первое стихотворение в своем сообществе в Инстаграм. Это было «Однажды где-то родится такое море…» и вдохновил меня на это мой будущий муж. Как ни странно, потому что тогда мы были едва знакомы, и я даже предположить тогда не могла, что в будущем он станет моим мужем.
Символично, что к изданию книги я пришла сразу же после свадьбы. Представьте: ночь, берег океана, за столиком пляжного кафе спонтанно собралась компания туристов, в лучшем случае знакомых друг с другом пару дней, какие-то разговоры ни о чем под десятый коктейль… И вдруг мой муж на полном серьезе говорит: “А вы знаете, что моя жена — поэтесса?! Она такие стихи пишет! Вы скоро гоняться будете за ее книгами!” И тут для меня случились одновременно шок и волшебство. Я осознала: в мой талант верит самый главный человек в моей жизни. Не потому что не хочет обидеть, не потому что я его жена – искренне, непоколебимо, во всеуслышание и настолько, насколько хватает объемов грудной клетки. Верит за нас двоих порой. И оказалось, верил всегда, даже когда мне казалось, что ему мои стихи совсем до фонаря и слушает он их из вежливости (а он всегда – мой первый слушатель). Почему тогда он раньше не говорил об этом? – спросите вы. А он говорил. Но может быть, только в тот момент наступило «запоздалое вовремя, которое наше», чтобы я услышала, наконец. И как только мы вернулись в Москву, я начала искать издательство...
Что оказалось самым сложным в написании книги и ее выпуске?
А не было сложностей. Еще на этапе поиска издательства я решила: моя книга появится на свет в атмосфере любви и гармонии. И дальше просто проходила шаг за шагом заботливо, с удовольствием и предвкушением результата. Я не спешила, не нервничала, не строила каких-то ожиданий и все решения принимала сердцем. Это было очень круто!
Но если вы думаете, что в моей истории это обычный паттерн, вы сильно ошибаетесь. То, что я так умею – для меня самой сенсация. На самом деле я очень импульсивный, крайне эмоциональный и довольно вспыльчивый человек. А еще жуткая перфекционистка к тому же. Но мне очень понравился этот новый эмоциональный опыт и еще больше нравится думать, что эта энергетика передастся и читателям.
Вы всегда хотели стать поэтессой, или у Вас были другие мечты?
Не знаю, насколько это можно считать мечтой, но мне всегда хотелось создать что-то значимое для людей. То, что сможет помочь переживать сложные моменты жизни, мотивирует, взбодрит, восполнит эмоции, которых недостает, вернет веру в счастье и добро, поможет поверить в себя. Например, я, вопреки трендам, не рафинирую свой инстаграм, не делаю из него «витрину идеальной жизни», а честно пишу о своих ошибках и моментах триумфа, делюсь инсайтами и своим опытом преодоления сложностей. Я не веду статистику, скольким людям это помогло, но точно знаю, что такие есть, потому что получаю отклики.
Стихи просто гармонично дополнили это мое стремление. Но я никогда не задумывалась над самим понятием «стать поэтессой», я просто писала и все.
Какие авторы Вас вдохновляют? Любимые поэты, поэтессы? Почему именно они?
Так вышло, что одновременно несколько поэтов, которых я много лет считала любимыми, буквально в самое ближайшее последнее время концентрированно проявили себя гнилыми насквозь людьми, так что имен не будет. Да и важно другое: это разочарование уже вылилось в новое стихотворение. И оно тоже не о людях — оно о боли.
Что Вас вдохновляет на написание своих стихотворений?
Это самый сложный вопрос, потому что я не понимаю, откуда это приходит. И совершенно невозможно это отложить или забить и не писать… Это правда РОЖДЕНИЕ, которое как будто должно случиться в определенный день и час. И счастье от каждого нового стихотворения я испытываю неимоверное – до слез, как будто со мной случилось настоящее чудо.
В чем главная ценность Вашей книги на Ваш взгляд?
Напомню, я все эти годы писала то, что не планировала кому-то показывать: предельно откровенно, оголенно, в упор. Я не пыталась кому-то понравиться или собрать вокруг себя максимально широкую аудиторию, быть на кого-то похожей или написать как можно больше и быстрее. Поэтому мои стихи совершенно точно аутентичны. Да и с точки зрения канонов поэзии, это абсолютный панк. Может быть, поэтому я очень часто получаю отзывы, начинающиеся со слов: «Я никогда не любил(а) стихи, но …»
Как Вы видите свою целевую аудиторию? Для кого Вы писали книгу?
Я же не писала книгу – я писала стихи. И как бы это эгоистично ни звучало, писала их для себя. Конечно, сейчас уже, когда я получаю обратную связь, вырисовывается портрет читателя. Моя аудитория – это, безусловно, планка и оценка, которыми я горжусь. Я всегда отвечаю на сообщения в директ, с радостью вступаю в переписки, потому что на 100% это очень классные, интересные люди.
Работаете еще над чем-нибудь? Пишете? Или планируете?
Если новому сборнику суждено случиться, это будет огромным счастьем, конечно. А пока я просто продолжаю писать, не загадывая. В моей системе координат поэзия не имеет ничего общего с коммерческим проектом, где есть дедлайн, тарифная ставка, критерии выполнения плана… И уж точно к ним не применимо слово «работать». Для меня это полет, параллельная вселенная и, я бы сказала, зависимость: я не могу не писать.
Есть у Вас самое любимое стихотворение в Вашей книге? Какое?
Ну прям самое любимое вряд ли назову – это все часть меня, прожитое, переболевшее, неизгладимое. Но есть так сказать «победители в своих номинациях»: «То, чем ты пахнешь…» — самое уютное, «Между нами, кажется, все уже было…» — самое болезненное, «Однажды где-то родится такое море…» — самое жизнеутверждающее, «Текила на стойке в баре подвальном» — самое атеистическое. Ну и так далее по оглавлению.
Расскажите об идее для обложки книги и названии. Почему именно так?
Почему-то мне казалось, что определяться с оформлением книги и названием буду очень долго, но и то, и другое нарисовалось в моем воображении само собой и настолько четко, что я даже не рассматривала другие варианты и до сих пор не представляю, как еще, если не «Биполярное равновесие». Очевидно, в этой книге нет эмоциональных полутонов. Все до предела, на грани. И никакого перекоса в сторону горя и радости, они сменяют друг друга, располагаясь на соседних страницах.
Эта же идея на обложке: что может быть мягче, уютнее, привычнее детского плюшевого медвежонка, с одной стороны, но его вторая половина – современная, брутальная, пластиковая игрушка Bearbrick … Но и она, несмотря на всю свою твердость – в моем случае буквально с обнаженным нутром.
«Биполярное равновесие» — это то, как я живу. А такой гибридный медведь — это я без купюр.
Что можете пожелать своим читателям?
В моем стихотворении есть такие слова: «Есть важнее дела, те, что вообще нельзя отложить – ЧУВСТВУЙ». Чувствуйте, проживайте, открывайте сердце, пишите свою историю эмоциями.