Везде уверяют, что дорогие игрушки детям не нужны, да и вообще много игрух не особо надо, развивает не это. Но поди удержись, не купи ребенку очередную машинку, очередного трансформера или очередную пони. А уж мягких игрушек и покупать не надо, они прибывают в дом с каждым днём рождения.
К моменту появления Дениса игрушек в доме было достаточно. Мне было любопытно, какие ему больше понравятся?
Кто впервые на моем канале - он про родительство и детей. В том числе и про того ребенка, который дался мне труднее всех - приемного.
Но сперва к игрушкам Денис отнесся довольно прохладно. Ещё бы, после ДД, который похож на филиал детского мира, игрушками его не удивишь. Тем более, что я, наблюдая за ним, вдруг осознала, что пятилетний почти мальчик не умеет играть...
Конечно, он взаимодействует с игрушками, особенно любит катать машины. Но вообще похож на малыша, у которого основной вид игры - раскидывать и разбрасывать. В играх у Дениса исключительно экшен - что-то покатать, что-то покрутить. В описании в этом нет ничего страшного. Когда на это смотришь в жизни - делается не по себе, и даже не можешь понять, почему.
Позже я поняла, а тогда меня озарило достать с антресолей малышовые игрушки. Все думала отдать, да руки не доходили. Удачно!
И Денис залип! Он играл в пирамидки и развивающие кубики именно так, как положено играть в рекламе, и как почти никогда не играют настоящие малыши.
Настоящий малыш берет пирамидку, и расшвыривает ее по колечку. Садится за развивающий центр, не понимает, как крутить шестерёнки, не понимает, что такое игровые часы, в итоге осваивает ту сторону, что с кнопками, а на остальные не обращает внимания.
Совсем не так Денис. Он рассмотрел все стороны, он проделал абсолютно все, что заложили в игрушки создатели. Он покрутил шестерёнки за ручку и вставив палец в специальное окошко. Он выставил на часах разное время, получая явное тактильное удовольствие от щелканья часовой стрелки и мелкого тарахтения минутной. Он раскрыл-закрыл окошечки со зверятами и поводил по лабиринтам пуговки. Денис составил разными способами пирамидку, понажимал фишерпрайсовские кубики...
Денис играл так, как играют с малышовыми игрушками старшие дети, только ему это не надоедало. Его действительно приводила в восторг возможность нажимать, крутить шуршать и трещать. У Дениса, в сравнении с годовалым ребенком, достаточно была развита мелкая моторика, поэтому он мог выжать из игрушки все. Денис уже имел представление о мире взрослых вещей, и его радовало то, что игрушечные часы похожи на часы на стенке. И при этом все это можно трогать!
Какая жизнь сделала его идеальным годовалым ребенком? Запреты трогать взрослые вещи? А, может, вещей вообще особо не было? Какие вещи в комнате с кроватками? Дом ребенка - это значит, нет доступа на кухню, нет доступа к гардеробной.
Вероятно, детям выдавали игрушки. Погремушки и пирамидки в манежи. Возможно, даже по науке меняли подвесы над кроватками. Но явно нет у тех детей простых тактильных опытов, которые с избытком получают домашние дети. Не сможет ребенок из детского дома открыть комод и вытряхнуть на пол папины свитера. Он не сдернет с вешалки в шкафу мамино платье, не примерит родительскую обувь. В детском доме невозможно открыть кухонный шкаф и стучать кастрюлями, нельзя надеть на голову дуршлаг и провести пальцем по дырочкам тёрки. Тысячи мелочей, которые домашний ребенок получает просто потому, что живёт в обычной квартире - детям в доме ребенка недоступны.
Да, детдомовец не доберется до бытовой химии, не обожгется о чайник. Скорее всего даже с кровати не свалится. Он будет расти безопасно... но и не получая почти никакой информации из своей стерильной среды.
Логопеды твердят о пользе мелкой моторики для развития речи. Мол, за движения пальцев отвечает соседний отдел мозга, тренируем одно - помогаем другому. Денис и так рос в бедной на речь среде, так он ещё и тактильными ощущениями, наверное, был обделён.
И даже если в доме ребенка поводят специальные тактильные занятия, выдавая на двадцать минут плошку с песком, куда надо погружать руки - очевидно, что это не столько адекватная замена нормальным условиям, сколько обычная отмазка для отчётности: "занятия по развитию мелкой моторики проводится ежедневно по будням".
Возможно, я ошибаюсь. Я никогда не видела дома ребенка изнутри. Может быть, большую часть дня дети проводят там в пространстве, которое одобрила бы Монтессори, с тьюторами если не персональными, то хотя бы из расчета одного на пятерых. Но... не верится мне в такое счастье. А вот в комнату с манежами верится очень даже.
Ну не бывает так, чтоб вся система дошкольного образования была похожей на детские сады, и только дома ребенка смотрелись на этом фоне редкой жемчужиной педагогической науки. Нет, ничего плохого нет в детских садах. Если после них ребенок идёт домой и добирает дома все, что не могут дать там. Даже если это глупое стучание по кастрюлям на радость соседям снизу.
Только вот из дома ребенка никто домой не уходит и ничего не добирает. Увы.
< Предыстория || Продолжение >