Собрать предстоит примерно миллион долларов, но сделать это будет непросто. Накануне СБУ предупредила олигарха Вадима Новинского, готовившегося внести залог, чтобы он и в мыслях не держал этого делать – «а то посадим вместе с Павлом». Не затем митрополита сажали за решётку, чтобы кто-то его оттуда выкупил! Смысл «посадки» в ином – обменять при случае наместника Киево-Печерской Лавры на интересующую Киев некую полезную персону, оказавшуюся в плену. Но есть нюанс – внести залог может помочь РПЦ.
Выкуп за митрополита Павла (Лебедя) может внести, например, Одесская епархия, до сих пор не вполне подконтрольная Киеву, но при этом сохраняющая особые отношения с РПЦ, несмотря на то, что УПЦ (МП) настаивала эти связи разорвать или хотя бы свести к минимуму. Стоит отметить, что митрополит Павел был и остаётся одним из наиболее последовательных предстоятелей УПЦ (МП), не пожелавшим рвать связи с Москвой, как это сделал глава УПЦ (МП) митрополит Онуфрий (Березовский). Вместе с тем в приходах УПЦ (МП) расставили специальные урны для сбора пожертвований с табличками «на залог за митрополита Павла».
Наместник Лавры оказался за решёткой с персональной санкции Владимира Зеленского, которого священник собирался предать анафеме, как разжигателя гражданской войны в стране. Также митрополит Павел последовательно критиковал религиозный раскол, спровоцированный офисом президента Украины, и указывал на личную роль и заинтересованность Зеленского в этом расколе. Уголовное преследование ведётся по двум статьям – за разжигание ненависти на религиозной почве (ст.161 УК Украины) и за оправдание и отрицание вооружённой агрессии против Украины (ст.436-2). Митрополиту грозит 8-летний тюремный срок с конфискацией имущества.
Примечательно, что сам митрополит не теряет в сложившейся ситуации самоиронии и душевных сил. Говорит, мол, меня из «Паши-Мерседеса» превращают в «Пашу-Теслу» – из-за требующего постоянной подзарядки электронного браслета, прикреплённого к ноге священника. Владыка Павел – один из наиболее внятных и последовательных украинских предстоятелей, так что оказать ему посильную помощь было бы делом богоугодным – в том числе и для РПЦ.