Замыслы любой реформы можно предвосхитить по статусу ее инициатора. Наблюдатели не могли пропустить мимо то обстоятельство, что рабочую группу по созданию медиахолдинга возглавил не руководитель администрации главы республики, не профильный министр, а вице-премьер по экономике Дмитрий Краснов. Следовательно, во главе угла оказываются сугубо прозаические вопросы по распоряжению зданиями, имуществом, бюджетированию.
В группу включен и директор издательско-полиграфического комплекса «Чувашия» Алексей Ключников, а только данное предприятие (так называемый Дом печати) имеет производственный корпус площадью почти 12 тыс. кв. метров, и восьмиэтажный редакционный корпус. Будущее этого достояния покрыто мраком.
При этом надо учесть весьма немаловажный нюанс – целый ряд изданий республики здесь давно не печатаются. Их больше привлекают полиграфические предприятия Казани, Йошкар-Олы в силу выгодного соотношения цены и качества.
Оборудование ИПК «Чувашия» сильно изношено. Если газеты новоявленного медиахолдинга собираются издавать здесь, то без капитального обновления основных фондов не обойтись. Даже трудно себе представить, в какую сумму это обойдется с учетом санкций. И стоит ли овчинка выделки, когда спрос на бумажные газеты поддерживается искусственно.
Точно также совершенно непонятно, каким будет внутреннее содержание новой структуры. «В начале августа планируется стратегическая сессия с целью выработки предложений по созданию медиахолдинга Чувашии», – сообщила «Правде ПФО» заместитель министра цифровизации республики Анна Иванова.
По словам чиновницы, которая также входит в состав рабочей группы, в рамках стратегической сессии планируется участие деятелей культуры и искусства, работников образования и почтовой службы, представителей ЧНК; а также государственных деятелей, представителей муниципалитетов; журналистов, руководителей предприятий отрасли СМИ, блогеров. «По завершению «мозгового штурма» команда организует презентацию выработанных предложений», – резюмирует Иванова.
Трудно сказать, что данный комментарий вносит конкретику. «Мне представляется, что алгоритм действий должен быть несколько иным. Вначале рабочая группа готовит концепцию, потом ее выносят на обсуждение, а не наоборот, – заявил «Правде ПФО» первый министр печати Чувашии, депутат Госсовета Петр Краснов. – Совершенно непонятно, почему в составе рабочей группы нет ни одного руководителя СМИ. Удивительно, что Иванова среди участников предстоящей стратегической сессии и словом не упоминает союз журналистов Чувашии. Зато отдельно выделяет ЧНК, который имеет к данной проблематике весьма отдаленное отношение. Как бы дров не наломать в очередной раз. К «Хыпару» уже присоединяли две районки, но ничего хорошего из этого не получилось».
Планы по объединению райгазет ранее озвучивала прежний министр цифровизации Кристина Майнина. Она рассказывала, что в республике 26 районных газет выпускаются на чувашском, русском и татарском языках. «Пытаемся их объединить в один большой медиахолдинг. Надеюсь, что в 2023 году получится. Это опыт, в том числе Татарстана, Нижнего Новгорода, когда есть один медиахолдинг, куда входят разные газеты как бренды. Конечно, тогда смотрят на тебя по-другому, рекламодатель в том числе. Задача — максимально вывести газеты в интернет-пространство и объединить», – подчеркивала Майнина.
При этом Майнина не уточняла, что, например, в «Татмедиа» входит около 100 газет, 20 журналов, 30 теле- и радиоканалов, более 80 сайтов и информагентство. Как говорится, почувствуйте разницу.
Ряд собеседников «Правды ПФО» предлагали вообще не цепляться за старые форматы, а преобразовать районки в корпункты Национальной телерадиокомпании, республиканских газет «Советская Чувашия» и «Хыпар». Но тут можно ждать сопротивления со стороны муниципальных властей, желающих любой ценой сохранить для себя карманную прессу.
И еще один вопрос, который неизбежно возникает при подобных трансформациях, – «под кого создают новую структуру»? Если ставка будет сделана на очередного варяга, то на затее можно сразу ставить крест. Жизнь показала, что люди приходят с наполеоновскими планами выхода на мировой уровень, но быстро сдуваются, сталкиваясь с здешними реалиями.
Между тем, можно назвать сразу несколько своих кандидатур, не входящих в нынешнюю номенклатуру, но обладающих необходимыми знаниями и опытом. Есть бывший министр печати Валентина Андреева, работавшая много лет топ-менеджером агентства «Регнум». Есть Виктор Васильев, возглавлявший когда-то пресс-службу президента Чувашии. Есть Татьяна Загоскина, создавшая из пресс-службы Минсельхоза небольшой медиахолдинг с качественным контентом. Наверняка можно вспомнить и другие фамилии. Тут главное приоритет отдавать профессиональным качествам, а не каким-то другим соображениям.
«Правда ПФО» следит за развитием событий.
Фото cap.ru