Найти тему

Война Анны. Символическая победа над фашистами

«Искусство о войне» наш военный искусствовед и культуролог Дмитрий Селезнёв ( Дмитрий Иванов ) продолжает разговор о военном кино.

О Великой Отечественной войне как в советское время, так и в настоящее, выпущено столько разнообразных фильмов, что режиссёру, взявшему эту тему, трудно снять что-либо оригинальное.

К сожалению, современный российский кинематограф и не ставит такой задачи, а отрабатывает «патриотические» бюджеты, выдавая «на-гора» кинопродукцию, больше похожую на примитивный комикс, чем на кино.

Но исключения бывают. И следующий фильм, о котором я хочу рассказать – это «Война Анны» (2018 год) режиссёра Алексея Федорченко.

Картина получила множество наград на российских кинофестивалях, однако, как это часто бывает, прошла мимо широкой аудитории. Прокат был ограниченный и большие сомнения, что фильм окупился. «Войну Анны» с уверенностью можно отнести к жанру арт-хауса. Это авторское кино, оригинальное авторское видение без оглядки на желания и прихоти массового зрителя.

Только лишь тот факт, что единственный главный герой – девочка Аня – за весь фильм не произносит ни слова, свидетельствует об этом. Этот фильм остросюжетным не назовёшь, в нём нет ни перестрелок, ни взрывов, ни горящих танков и самолётов. В нём нет ничего такого динамичного, что могло бы понравиться публике.

Синопсис картины следующий – Аня чудом уцелела при расстреле её семьи нацистскими карателями, и долгое время прячется от немцев в камине школы, где расположилась немецкая комендатура.

История, как уверяет режиссёр фильма, абсолютно реальная, но я бы как раз к реальности и не привязывался, а представил бы картину следующим образом.

Не секрет, что у детей мифологическое мышление, поэтому они и сильно восприимчивы к сказкам. Представим, что перед нами страшная сказка. Девочка Аня пересекла границу живого мира, и очутилась на территории смерти, территории зла. Она заточена в замке, где властвуют демонические персонажи (среди них, кстати, украинские полицаи). Чтобы выжить, Анна должна жить по законам потустороннего мира, она должна мимикрировать, чтобы её не заметили. Анна ходит по замку только по ночам, собирает крошки хлеба, остатки еды, охотится на крыс и голубей. Днём же она наблюдает за всем происходящим по ту сторону зеркала, висящего на камине – известно, что зеркало это вход в потусторонний мир. Зеркало разбито, в нём всё видится мутным и искривлённым. Разбитое зеркало в этом случае выступает ещё как символ разрушенной прежней, нормальной жизни.

Анна приобретает волшебного помощника (см. Пропп «Морфология волшебной сказки») – кошку, которая тоже является проводником в иной мир. В итоге, Анна становится домовым школы, сама становится потусторонним персонажем. Поэтому её и «не видят» пьяные фашисты в сочельник – в то время, когда нечисть чрезвычайна активна.

Анна ведёт войну на выживание, и символически одерживает победу. Пусть не реальную, символическую, но победу, соответствующую законам иного мира. В конце фильма становится ясным, что замок фашизма скоро будет разрушен, Анна победит и в реальности.

Картина может показаться странной, непонятной, но в этом и есть задача искусства – заставить человека думать и размышлять. Не довольствуйтесь современной кино-жвачкой. Смотрите хорошее кино.