Найти тему
Мороженые сказки

О богах и фольклоре с точки зрения психологии: архетипы и с чем их едят?

Приветствую у себя на канале всех любителей истории и историй, различных приключений, фольклора и просто заглянувших на огонек!

Очень часто разбирая те или иные персонажи славянского фольклора, в моей галерее образов коих собралась уже целая дюжина 👇

Нечисть и нежить | Мороженые песни | Дзен

Пытаюсь докопаться до исторической первоосновы, найти отправную точку, откуда «ноги растут». А ведь на привычные нам мифические и религиозные образы можно взглянуть совсем с другой стороны, например, со стороны психологии. Например, через призму суждений основоположника аналитической психологии Густава Юнга.

Здесь я должна сделать небольшую паузу и высказать свои самые искренние слова благодарности автору канала Психфак с Еленой Степановой, без которой эта статья точно бы родилась, а если и бы и родилась то совсем в ином ключе. Елена не только профессиональный психолог, но и талантливый автор, в чем вы можете лично убедиться, заглянув к ней на страницу 👇👇👇

ПСИХФАК с Еленой Степановой

Итак, согласно Вышеупомянутому Юнгу, если всерьез начинать разбирать мифологические пантеоны различных религий, довольно быстро станут видны параллели между ними.

Эту особенность в свое время подметил швейцарский психолог, связав её с “коллективным бессознательным разумом” и выделив архетипы, носящие следы многовекового опыта человечества, на которых завязывается вся мировая мифология (и в том числе и религия). 

Основные архетипы по Юнгу следующие:

✅ Персона (Маска), 

✅ Тень, 

✅ Анима, 

✅ Анимус, 

✅ Самость. 

Тень. Фото из интернета
Тень. Фото из интернета

У Юнга все очень глубоко и сложно, поэтому его теорию затем значительно упростили, взяв за основу 12 базовых моделей поведения человека: 

Невинный; Обыватель (женщина); Герой; Преступник; Исследователь; Творец; Правитель; Маг; Любовник; Заботливый; Шут; Мудрец. 

Каждый архетипический образ отображает определенные черты и характеристики, цели, мировоззрение, сильные и слабые стороны. 

Если будет интересно, можно потом вернуться к этому вопросу, пока остановлюсь на мифологических ролевых архетипах, тем более, что многие исследователи мировых религий подтвердили эти взаимосвязи.

Например, во всех религиях и мифах имеется четко выраженный архетип ОТЦА, же являющегося одновременно и ТВОРЦОМ всего сущего. Это образ первого небесного демиурга, символизирующего хранящий мир небосвод и совершающего основополагающий космогонический акт отделения Неба от Земли. Это Шива в индуизме, Кронос, затем Зевс в Древней Греции, Юпитер в Древнем Риме, Бог-отец (все авраамические религии) и т.д..

Отец всегда строг, но справедлив, он вершит судьбы и отделяет добро от зла, как отделил когда-то небо от земли, тьму от света.

Также, практически в любой религии и мифологии есть образ МАТЕРИ (первичное лоно). Он олицетворяет женское, психическое и духовное начало, служащее целям сохранения и преумножения жизни, как индивида, так и общества.

Этот образ в любой мифологии связан с зарождением жизни, добротой, прощением и безусловным принятием. В древних религиях эту роль занимали - Гея, затем Деметра (древняя Греция), Парвати и Шакти (Индия), Иштар (Шумеры), Геката… У славян Мать-Земля или Макошь. 

Этот образ и в христианстве занимает особую роль, в любой конфессии образ Богоматери несет традиционный, сакральный смысл.э, наполненный перечисленными значениями.

Кали темная сторона Парвати. Фото из интернета
Кали темная сторона Парвати. Фото из интернета

Интересно, что очень часто в мифологии архетип матери расщепляется и в нем появляется другая сторона - мстительная и ужасная. Самый яркий пример это индийская богиня Кали, изначально являющая воплощение Богини-Матери Парвати. Или шумерская Иштар. В древней Греции - Артемида.  В славянском пантеоне это место занимает Баба-Яга, так же стоящая между добром и злом, являясь одновременно и берегиней и карающим мечом. Все, как в жизни )) Интересно, что с этим персонажем чаще всего связывают мудрость предков.

В мужских пантеонах также всегда присутствует антипод мужской фигуре Творца. Как правило, этот архетип в мифологии управляет подземным царством: Аид в древней Греции, Плутон в Риме, Сатана в христианстве… Обычно он ведет прямые корни от Творца и в какой-то момент вступает с ним в противоборство, являясь тем самым «преступником».

Еще один распространенный женский архетип - Возлюбленная. Лучше всех известна древне греческая Афродита, но и у славян тоже присутствует этот архетип - это богиня Лада. У индуистов этому образу соответствует Сита и т.д.. Везде это богини юности, красоты и женственности, за внимание которых готовы побороться даже боги.

Я искренне надеюсь, что мое отступление от исторических ретроспектив и копания в ужасном бессознательном наших предков, выливавшемся, как правило, в персонификацию собственных страхов и опасностей в демонических сущностей, вам понравилось. Напишите пожалуйста как вам такой тип публикаций, ведь есть ещё «Золотая ветвь» Дж. Фрезера о первомифах и уйма прочего интересного материала, подаренного нам психологией.

Баба Яга как олицетворение мудрости предков. Фото из интернета
Баба Яга как олицетворение мудрости предков. Фото из интернета

На этом я раскланиваюсь и убегаю на поиски новых историй и приключений!

Всегда ваша Морозова❤️

Мои проекты:

Второй канал на Дзене, посвященный фольклору, традициям и обрядам https://dzen.ru/id/63fb19832376724d65510073

Паблико  Отмороженные истории | Паблико

Моя группа В Контакте

https://vk.com/morozova_ja