Приветствую у себя на канале всех любителей истории и историй, различных приключений, фольклора и просто заглянувших на огонек!
Очень часто разбирая те или иные персонажи славянского фольклора, в моей галерее образов коих собралась уже целая дюжина 👇
Пытаюсь докопаться до исторической первоосновы, найти отправную точку, откуда «ноги растут». А ведь на привычные нам мифические и религиозные образы можно взглянуть совсем с другой стороны, например, со стороны психологии. Например, через призму суждений основоположника аналитической психологии Густава Юнга.
Здесь я должна сделать небольшую паузу и высказать свои самые искренние слова благодарности автору канала Психфак с Еленой Степановой, без которой эта статья точно бы родилась, а если и бы и родилась то совсем в ином ключе. Елена не только профессиональный психолог, но и талантливый автор, в чем вы можете лично убедиться, заглянув к ней на страницу 👇👇👇
Итак, согласно Вышеупомянутому Юнгу, если всерьез начинать разбирать мифологические пантеоны различных религий, довольно быстро станут видны параллели между ними.
Эту особенность в свое время подметил швейцарский психолог, связав её с “коллективным бессознательным разумом” и выделив архетипы, носящие следы многовекового опыта человечества, на которых завязывается вся мировая мифология (и в том числе и религия).
Основные архетипы по Юнгу следующие:
✅ Персона (Маска),
✅ Тень,
✅ Анима,
✅ Анимус,
✅ Самость.
У Юнга все очень глубоко и сложно, поэтому его теорию затем значительно упростили, взяв за основу 12 базовых моделей поведения человека:
Невинный; Обыватель (женщина); Герой; Преступник; Исследователь; Творец; Правитель; Маг; Любовник; Заботливый; Шут; Мудрец.
Каждый архетипический образ отображает определенные черты и характеристики, цели, мировоззрение, сильные и слабые стороны.
Если будет интересно, можно потом вернуться к этому вопросу, пока остановлюсь на мифологических ролевых архетипах, тем более, что многие исследователи мировых религий подтвердили эти взаимосвязи.
Например, во всех религиях и мифах имеется четко выраженный архетип ОТЦА, же являющегося одновременно и ТВОРЦОМ всего сущего. Это образ первого небесного демиурга, символизирующего хранящий мир небосвод и совершающего основополагающий космогонический акт отделения Неба от Земли. Это Шива в индуизме, Кронос, затем Зевс в Древней Греции, Юпитер в Древнем Риме, Бог-отец (все авраамические религии) и т.д..
Отец всегда строг, но справедлив, он вершит судьбы и отделяет добро от зла, как отделил когда-то небо от земли, тьму от света.
Также, практически в любой религии и мифологии есть образ МАТЕРИ (первичное лоно). Он олицетворяет женское, психическое и духовное начало, служащее целям сохранения и преумножения жизни, как индивида, так и общества.
Этот образ в любой мифологии связан с зарождением жизни, добротой, прощением и безусловным принятием. В древних религиях эту роль занимали - Гея, затем Деметра (древняя Греция), Парвати и Шакти (Индия), Иштар (Шумеры), Геката… У славян Мать-Земля или Макошь.
Этот образ и в христианстве занимает особую роль, в любой конфессии образ Богоматери несет традиционный, сакральный смысл.э, наполненный перечисленными значениями.
Интересно, что очень часто в мифологии архетип матери расщепляется и в нем появляется другая сторона - мстительная и ужасная. Самый яркий пример это индийская богиня Кали, изначально являющая воплощение Богини-Матери Парвати. Или шумерская Иштар. В древней Греции - Артемида. В славянском пантеоне это место занимает Баба-Яга, так же стоящая между добром и злом, являясь одновременно и берегиней и карающим мечом. Все, как в жизни )) Интересно, что с этим персонажем чаще всего связывают мудрость предков.
В мужских пантеонах также всегда присутствует антипод мужской фигуре Творца. Как правило, этот архетип в мифологии управляет подземным царством: Аид в древней Греции, Плутон в Риме, Сатана в христианстве… Обычно он ведет прямые корни от Творца и в какой-то момент вступает с ним в противоборство, являясь тем самым «преступником».
Еще один распространенный женский архетип - Возлюбленная. Лучше всех известна древне греческая Афродита, но и у славян тоже присутствует этот архетип - это богиня Лада. У индуистов этому образу соответствует Сита и т.д.. Везде это богини юности, красоты и женственности, за внимание которых готовы побороться даже боги.
Я искренне надеюсь, что мое отступление от исторических ретроспектив и копания в ужасном бессознательном наших предков, выливавшемся, как правило, в персонификацию собственных страхов и опасностей в демонических сущностей, вам понравилось. Напишите пожалуйста как вам такой тип публикаций, ведь есть ещё «Золотая ветвь» Дж. Фрезера о первомифах и уйма прочего интересного материала, подаренного нам психологией.
На этом я раскланиваюсь и убегаю на поиски новых историй и приключений!
Всегда ваша Морозова❤️
Мои проекты:
Второй канал на Дзене, посвященный фольклору, традициям и обрядам https://dzen.ru/id/63fb19832376724d65510073
Паблико Отмороженные истории | Паблико
Моя группа В Контакте