Завершаю серию статей-обзоров документальных фильмов, вышедших в 2023 году и посвящённых ярким голливудским личностям. Ранее я рассказывал о мини-сериале Нетфликс про Арнольда Шварценеггера и делился впечатлениями от обласканного критиками документального фильма про Майкла Дж. Фокса.
Настала очередь Стэна Ли, легендарного создателя комиксов Марвел, о легендарности которого ходят легенды. Документальный фильм с лаконичным для этого направления кинематографа названием “Стэн Ли” дебютировал на стриминге Disney+ ещё 10 июня 2023 года.
Ставил документалку Дэвид Гелб, достаточно опытный документалист, ранее специализировавшийся на фильмах о поварах и кухне. Его единственный заход на территорию художественного кино, незапоминающийся хоррор “Эффект Лазаря” (2013), разгромили критики и зрители. Однако благодаря мизерному бюджету картина окупилась и принесла прибыль, а Гелб вернулся к документалистике.
“Стэн Ли” охватит период с декабря 1922 года до 2010-х, то есть практически всю жизнь Стэнли Мартина Либера (Стэн Ли – это псевдоним). Видеоряд будет строиться из различных интервью и публичных выступлений, множеством хроник и статичных игрушечных сценок, иллюстрирующих жизнь героя. Закадровый голос будет принадлежать самому Стэну Ли, художникам Стиву Дитко и Джеку Кирби, а также другим героям, знакомым со Стэном.
Большая часть картины посвящена ранним годам карьеры Стэна. Будет рассказано о том, как герой “пришёл” к комиксам, работал над ними, развивал и популяризировал. Фильм поведает и о том, как появились ныне массово известные по голливудским экранизациям герои, вроде Человека-паука, Халка, Фантастической четвёрки, Чёрной пантеры и других. Будет рассказано и о личной жизни Стэна, и о творческой, и об общественной.
Как краткий гид по биографии, фильм смотрится отлично. Но только краткий, потому как упихнуть (другого глагола я просто не смог подобрать) 90 лет в 80 минут хронометража – это надо было постараться. Правильно сказали в обзоре Кинопоиска, что такой личности больше подошёл бы мини-сериал.
Но я уверен, что для зрителей малознакомых с индустрией комиксов “Стэн Ли” будет достаточно интересен. И не только как документалка о старичке, регулярно заглядывавшем с эпизодическими ролями в экранизации комиксов. Об этом говорят благосклонные оценки: 7.6 на Кинопоиске, 7.0 на IMDb и единодушные 85% от критиков и зрителей с Роттен Томатос.
И всё же свою часть критики документалка получила. По большей части она касалась соавторства. Известно, что с Ли, мягко говоря, не ладили ни Дитко, ни Кирби. Первый считал себя единственным создателем персонажей, а Стив и Джек, рисовавшие героев в достаточно свободной творческой манере, с этим не соглашались. Но документалка упомянула этот конфликт лишь вскользь в самом конце.
Поэтому злые языки называли фильм очередной пропагандой лучезарного образа Стэна Ли. Возможно, в этом есть доля истины, но справедливости ради в финале создатели всё-же резюмируют, что история комиксов, какой её все знают, была бы невозможна без участия всех троих.
От себя же добавлю, что Ли внёс куда бОльший вклад в популяризацию их совместного творчества, став в определённый момент публичной личностью. Уж насчет этого-то, думаю, никто спорить не станет. И раз уж картина названа “Стэн Ли”, то считаю придирками пенять ей за то, что центральным героем является Стэн Ли.
Хотя безусловно соглашусь, что стоило бы осветить жизнь такого человека и поподробней.
Стэнли Мартина Либера нет уже почти пять лет. В декабре прошлого года он бы отметил 100-летний юбилей, к которому припозднилась сегодняшняя документалка.
Но несмотря на всю критику и на натянутые отношения с коллегами, всё же сложно переоценить вклад этого человека в мировую индустрию развлечений. Как знать, какую нишу в мировой культуре занимали бы сегодня комиксы. Возможно, и мировой кинематограф сегодня выглядел бы иначе, если бы одного мальчика в своё время не уволили со швейной фабрики.