Найти в Дзене
Кино и книжечки

"Врать нехорошо". Желтоглазые крокодилы. Франция, 2014

Женщина, попиленная жизнью, которой все помыкают, превращается в женщину, у которой есть выбор. Феминистский фильм про феминистку, которая пишет феминистский роман. Но без фанатизма.

Если не считать короткого флешбэка из детства, фильм начинается с того, что главная героиня Жозефин (Джо) в исполнении Жюли Депардье решительно, без сантиментов выставляет никчемного мужа. Не сказать, чтобы этот факт решительно изменил ее жизнь: ею продолжают помыкать. А потом очередная ее уступка оборачивается триумфом. Хотя, честно говоря, разрешение конфликта с дочерью кажется мне не очень убедительным. Но это не главное.

Этот фильм – один из тех, которые выходят при поддержке регионов Франции. Как бы рекламная кампания. Как будто Франции нужна рекламная кампания. Ну, каждый по-своему понимает патриотизм. Кстати, Иль-де-Франса там мало, гораздо больше моря и Куршевеля.

Что мы узнаем о Франции? Ничего особенного. Мы и так знаем, что иметь жену и любовницу – у них весьма распространено. Но все-таки не очень хорошо. Бизнесмены у них – обычные люди, а у нас всё ещё особая каста. Слезы для французов – одна из красок жизни. Они их не стесняются, и даже историки их изучают. Кстати, научные сотрудники – вполне социализированные граждане, способные написать бестселлер.

Зачем смотреть:

  • Чтобы увидеть зрелого Патрика Брюэля. «Джо, береги себя». Его игра очень сдержанная, он не хлопочет лицом, в основном смотрит, замечает мелочи и удивляется. Или не удивляется. Но каждое его появление в кадре что-то меняет в ткани фильма. Например, убирает прядь волос за ухо и дотрагивается до ее плеча…
-2
  • Чтобы увидеть тонкую игру Жюли Депардье, которая органично смотрится и в роли кисейной барышни, и в роли загнанной тетки.
  • Чтобы полюбоваться на Эммануэль Беар, прекрасную в каждом движении. Моментальный переход от бесшабашной веселости к полной потерянности и обратно.
  • Чтобы увидеть, как разрывать отношения, которые себя изжили. В фильме аж три примера. И как нужно уходить с работы.
  • Чтобы построить свою шкалу крокодилистости, на одном полюсе которой – желтоглазое чудовище, сожравшее Антуана, а на другом – малышка Зои. Которая тоже должна была скрывать правду, но недолго, и ее разоблачение взорвало этот мирок на песке.

О чем подумать:

  • Про ложь. В фильме все врут или что-то скрывают. Все виды лжи, от художественного вымысла до придумывания себе другой жизни, включая все виды притворства, преувеличений, утаивания правды и введения в заблуждение. Ложь – признак крокодила? Нет, ведь основной крокодил прост и прямолинеен. Детская клятва сестер воплотилась буквально. Но именно вранье (не её) приводит главную героиню к перемене участи.
  • Как общаться с дочерью, чтобы не дошло до такого.
-3

Сесиль Телерман – очень тонкий режиссер. Например, она никогда не говорит словами то, что можно показать без слов. И у нее ничего не бывает просто так. Она и сама показывается в фильме в виде жены режиссера, в которого влюблена героиня Эммануэль Беар: простая женщина с открытой улыбкой, в отличие от гламурной Ирис. Кстати, другие ее фильмы тоже вполне, напишу как-нибудь.

Приятный, атмосферный фильм, который очень деликатно тронет ваши нервы и порадует хэппи-эндом.

Как думаете, кого выберет Джо?