За 4 года педагогической практики я усвоила одно простое правило – не бывает плохих детей. Бывают дети непонятые, недолюбленные, те, кому не хватает заботы и ласки от самых важных людей в их жизни – от родителей.
Будучи еще совсем зеленым и неопытным педагогом, я часто реагировала очень резко на маленьких задир, которые подрывали дисциплину в классе, обижали сверстников или грубили учителю. Встречала маленьких бунтарщиков, которые не хотели учиться и трудиться. И первая эмоция, которую они вызывали – гнев, конечно же. Это действительно самая первая и самая неправильная реакция, которую вообще в принципе может вызвать ребенок или его поступок. Но важно помнить в такие моменты, что все, что необходимо ребенку прямо сейчас – ваша помощь и любовь.
Я работала с детьми индивидуально и в коллективе, работала с обычным классом, небольшой группой и даже отрядом в лагере. У меня была возможность взаимодействия с детьми в разных форматах и мне хочется проиллюстрировать вам наглядно, как работает дефицит внимания, любви и понимания совершенно на любом ребенке.
1. Индивидуальное репетиторство
Будучи студенткой первого курса филфака в педагогическом вузе, я, как и все, искала пути увеличения своего дохода. Самый простой и проверенный вариант – репетиторство. Так я познакомилась с чудесной девочкой, которая тогда училась в четвертом классе. У ее мамы был один очевидный запрос – помощь с домашками по английскому и русскому языкам. По неопытности никакого анамнеза я не проводила, а потому брала «кота в мешке» на частные индивидуальные занятия. На первой встрече ребенок показался мне просто замечательным, я подумала, что с этой девочкой у меня просто не может быть никаких проблем.
Как выяснилось, у ребенка были проблемы с успеваемостью по обозначенным предметам. Частые двойки в электронном журнале привели ее родителей ко мне. На первый взгляд могло показаться, что ребенку просто не хватает учебных часов в школе, просто нужно больше времени на изучение. Но проработав месяц, я поняла, что не все так просто.
В чем же проявлялось девиантное поведение ребенка? Девочка наотрез отказывалась выполнять домашние задания и даже могла прогуливать уроки именно по русскому и английскому. Оттого получались неудовлетворительные оценки в четверти. Более того, на мои занятия ребенок делал домашку всегда в срок и вполне успешно. Это наглядно показывало, что проблема не в том, что ей тяжело дается изучение этих предметов, а в чем-то более глубинном.
Тогда я решила вывести ученицу на откровенный разговор. Девочка поделилась, что стала жертвой буллинга в школе со стороны учителя, что повлекло за собой травлю и от одноклассников. Педагог подчеркивал в присутствии других детей низкие способности, обсуждал именно ее плохо написанную контрольную. И реакцию этой ученицы легко объяснить – она ушла в отрицание и начала защищаться. Отвлекалась на этих уроках, задирала одноклассников в ответ, грубила учителю и не хотела делать домашнее задание.
Ситуация решилась хорошо: мама поговорила с учителем, поняла, что изменить отношение к ребенку не получается и перевела девочку в другую школу. Конечно, смена места учебы была не менее болезненным потрясением, но всяко лучше, чем постоянные издевки со стороны самого авторитетного человека в классе – учителя.
2. Работа внутри временного детского коллектива
По долгу профессии мне пришлось отправиться в детский лагерь на педагогическую практику. Каждый день у вожатых были планерки, на которых штаб коллективно обсуждал все происшествия дня. И каждый день я слышала имя одного и того же мальчика из младшего отряда. Он доставлял много хлопот педагогам своим поведением – дрался, обижал ребят в отряде, ругался матом, давал неуместные комментарии и отвратительно вел себя на общелагерных мероприятиях. Конечно, у меня сложился образ невоспитанного забияки-грубияна, с которым не могут справиться даже опытные педагоги.
Так сложилось, что мне посчастливилось поработать с этим ребенком в роли вожатого уже в другом лагере. И когда я начала с ним теснее общаться, то выяснила, что дома жуткие проблемы и он старается привлечь внимание таким нестандартным образом. Решение нашлось быстро – нужно было дать ребенку то, в чем у него дефицит дома. А именно – любовь и внимание. Попробовать не ругать сразу, а спросить, почему он так поступил. Похвалить его за самые незначительные успехи. Дать небольшое поручение и высказать свою благодарность за то, что он это сделал для вас. Главное предпринять попытку понять ребенка. Может, ему и правда не хватает простого «спасибо», «ты молодец» или «ничего страшного, попробуй еще раз».
Я думаю, мои живые иллюстрации показали, что плохих детей действительно в природе не существует, это какой-то миф, который выдумали горепедагоги, не сумевшие найти решение. Во второй части рассказа о «неплохих» детях поговорим о том, как найти подход и выяснить первопричину, чтобы сделать процесс обучения и воспитания комфортным для всех участников педагогического акта.