Начнем эту статью с небольшой истории.
Сьяо Чжан кокетливо болтала по телефону, запершись в своей комнате. Домочадцы носились с приготовлениями к ужину. В её планы совершенно не входило сидеть в замогильно унылой атмосфере со стариками, справляя глупый Фестиваль Голодных Призраков.
Её ждали подружки, клуб и мини юбка, запихнутая в маленький рюкзачок, а потому она была весьма не в духе, когда настойчивый стук в комнату заставил её прервать телефонный разговор.
Мама вручила ей тарелки и велела накрывать на стол. Делать нечего, приходится выполнять. В гостиной бабушка жгла благовония, Сьяо Чжан старалась не пересекаться с ней взглядом, так как меньше всего она хотела общаться со старой бабкой из глухой деревни, говорящей на диалекте, который она ни капли не понимала. Однако бабка все же повернулась в её сторону и что-то сказала с меланхоличной улыбкой. Сьяо Чжан закатила глаза и вопросительно посмотрела на мать. Та пояснила, что бабка сказала, что деду должен понравиться запах.
Сьяо Чжан увидела, что за столом на одно место уже накрыто. Ритуальная миска с рисом стояла перед пустым стулом и она знала, что этот стул так и останется пустой и никто из гостей даже и не подумает им воспользоваться. Её передернуло от вида этого риса в купе с благовониями.
Постепенно стали приходить гости. Все друг другу улыбались и были приветливы. Ужин прошёл как всегда на подобных посиделках. Сьяо Чжан считала минуты до момента, когда она уже сможет идти. Всё блюда на столе были холодными. Она не знала, почему в этот день нельзя есть горячую пищу, она считала все это стремными суевериями, как и пустующее место за столом, которое принадлежало её деду.
Не в силах терпеть все это больше, она встала из за стола и тихонько сообщила, что ей пора идти. Она надеялась наделать как можно меньше шума, но результат вышел наоборот. Все вокруг стали прочитать, что, мол, как же так, уходить посредине ужина, да и к тому же в такой день, после заката. Сьяо Чжан объясняла, что у неё уже были планы, но гости, в основном старики, негодовали, пока мать наконец не махнула рукой, чтобы дочь шла уже поскорее - она знала, что бесполезно ей объяснять зачем они все это делают.
Однако пара дядюшек все не хотели отпускать Сьяо Чжан. Они все причитали, что, мол, как же она пойдёт после заката. Все сидящие дружно соглашались, что это плохая идея. Отпустили Сьяо Чжан только тогда, когда она сказала, что её встретят на соседней улице.
Что, разумеется, правдой не было.
Выйдя на улицу, она быстро сменила юбку в тёмном углу улицы и пошла на место встречи - её должны были встретить подруги через пару кварталов.
Фонарей на её улице было мало, а потому в полумраке она не сразу поняла, что хрустит у неё под ногами. Включив фонарик на телефоне, она увидела кучи пепла и обугленные бумажные деньги. Её передернуло и она сошла поскорее с пепла.
На соседней улице куча стариков жгли какие-то вещи и ещё бумажные деньги. Она опять увидела торчащие из земли благовония и пару мисок с рисом.
Какой-то дедуля крикнул ей, чтобы не гуляла ночью одна, а то призраки схватят ее. Она не верила в призраков, но вдоль спины все равно пробежал холодок.
Выйдя на людную улицу она немного расслабилась. Жизнь города кипела как всегда. Костры горели и тут, но в ярком свете неоновых огней они казались глупым пережитком прошлого. И кто верит в эти глупости?
Погрузившись в переписку с друзьями, Сьяо Чжан не заметила, как оказалась на совершенно пустынной улочке. Только звук её шагов разносился вокруг. Её пальцы быстро бегали по экрану, набирая сообщения, но вдруг остановились. Кто-то позвал её по имени.
Сьяо Чжан...
Она хотела было оглянуться, но замерла. Вокруг было слишком тихо, а голос будто бы донесся откуда то издалека. Она вспомнила деревенские суеверия. Как то раз мама сказала, что бабка ей всегда наказывала не оборачивается, если кто-то зовёт тебя на фестивале голодных призраков.
Вновь её имя.
Сьяо Чжан...
На этот раз ближе. Она точно это слышала.
Пот выступил на её спине и лбу. Она не слышала чьих либо шагов, но прибавила свой шаг.
Голос позвал в третий раз. Кажется он слегка шапилявил, как ее почивший дед, который так и не привык к зубным протезам.
Она шла ещё быстрее, боясь сделать хоть одно лишнее движение.
Голос опять, ближе.
Волна паники накатила на неё и ей захотелось бежать, но было слишком страшно. Вдруг ей пришла идея. Она включила фронтальную камеру на телефоне и посмотрела через плечо. Никого. Она судорожно оглядывала улицу, не оборачиваясь. Вид пустой улицы потихоньку успокаивал её.
Никого, слава богу. Но что это было?
Не успела она обдумать ответ на этот вопрос, как голос позвал её снова, на этот раз под самым ухом. Она видела на экране, что рядом никого нет.
Тогда её нервы сдали и она закричала, побежав к концу улицы. Ей казалось, что невидимые руки вот вот её схватят. Она завернула за угол и оказалась как раз на том перекрестке, где ее должна была встретить подруга. Но перекресток был пуст.
Сьяо Чжан!
Голос вновь прозвучал у ее уха. Он повторял и повторял ее имя. Она закрыла глаза руками, надеясь что голос, звучащий ото всюду уйдет, но он становился все громче, пока внезапно не затих.
Эээ, Сьяо Чжан? - ее подруга окликнула ее - Ты в порядке?
Сьяо Чжан выдохнула с облегчением и обернулась встретить, подругу. Но это была не ее подруга.
***
Друзья Сьяо Чжан вышли из магазинчика на соседней улице с бутылкой Джека Дэниэлса, громко смеясь и общаясь друг с другом. На секунду им послышалось, что на соседней улице раздался крик. Они повслушивались в ночную тишину, но так ничего не услышав, решили, что пора вызывать такси. Сьяо Чжан опаздывала, да и поделом ей, приедет сразу в клуб - подумали ребята и откупорили бутылку.
Надеюсь вам понравился маленький экскурс в жутковатые суеверия касательно Фестиваля Голодных призраков.
Сегодня мы как раз и будем говорить о нем.
Фестиваль кого?
Фестиваль голодных призраков (七月半/中元节)- это не независимый праздник, вроде Цинминтье (清明节), он является частью более масштабного Месяца Призраков (鬼月) (7-й месяц лунного календаря), когда врата загробного мира открываются и все страдающие призраки выбираются из преисподней, чтобы отдохнуть от мук, поесть земной еды и навестить живых родственников.
Фестиваль голодных призраков проводится на 15 ночь 7-го месяца лунного календаря. Так как лунный календарь постоянно смещается относительно грегорианского календаря, то каждый год этот месяц выпадает на разные даты.
Как даосы, так и буддисты выполняют ритуалы, чтобы облегчить страдания умерших или освободить их от них.
Деятельность в течение данного месяца включает в себя подготовку ритуальной пищи, предназначенной для духов, горение благовоний, а также сжигание специальной ритуальной бумаги, форм из папье-маше в виде материальных предметов, таких как одежда, золото и другие мелкие вещи, во имя приходящих духов предков. Сложные блюда (часто вегетарианские) приготавливаются и подаются к пустым местам стола для каждого умершего члена семьи, как будто он до сих пор жив.
Происхождение фестиваля
История происхождения современного фестиваля призраков, в конечном счете, возникла в древней Индии и восходит к писанию махаяны (это священный текст учения), известному как Юланпэн или Улламбана-сутра.
Маудгальяяна (В буддийской традиции один из двух главных учеников Будды Шакьямуни) достигает абхиджны (силы просветленного) и использует свои новообретенные способности для поиска своих умерших родителей. Маудгальяяна обнаруживает, что его покойная мать переродилась в прета в царстве голодных призраков.
Что за преты?
Прета (санскрит: प्रेत, стандартный тибетский: ཡི་དྭགས་ yi dags), также известен как голодный призрак, — это санскритское название сверхъестественного существа, описанного в индуизме, буддизме, даосизме и китайском народе как претерпевающее большие страдания и испытывающее крайний уровень голода и жажды. Преты берут свое начало в индийских религиях и были приняты в восточноазиатские религии благодаря распространению буддизма.
Прета часто переводится на английский язык как «голодный призрак» из китайской и восточноазиатской адаптаций. В ранних источниках, таких как Петаваттху, они гораздо более разнообразны. Приведенные ниже описания применимы главным образом в этом более узком контексте. Развитие концепции преты началось с простого представления о том, что это душа и призрак человека после его смерти, но позже концепция превратилась в переходное состояние между смертью и получением кармического перевоплощения в соответствии с судьбой человека.
Чтобы перейти в цикл кармического перевоплощения, семья умершего должна участвовать в различных ритуалах и подношениях, чтобы направить страдающий дух в следующую жизнь. Если семья не участвует в этих погребальных обрядах, которые длятся один год, душа может остаться страдать как прета до конца вечности.
Считается, что преты в прошлой жизни были лживыми, испорченными, навязчивыми, ревнивыми или жадными людьми. В результате своей кармы они страдают от ненасытного голода.
Но вернемся к истории
Мать была в истощенном состоянии, и Маудгальяяна попытался помочь ей, дав миску риса. К сожалению, будучи претой, она не могла есть рис, так как он превращался в горящий уголь.
Тогда Маудгальяяна решил попросить Будду помочь ему; после чего Будда объясняет, что человек может помочь своим нынешним и умершим родителям добровольно предлагая еду сангхе или монашеской общине во время Правараны (конец сезона дождей или вассы), что обычно происходит в 15-й день седьмого месяца, когда монашеская община передает заслуги умершим родителям.
Так и появился этот праздник, как возможность облегчить страдания родственников, которые отрабатывают свою карму перед возможностью перевоплотиться в новой жизни.
Табу
Поскольку призраки и страдающие духи будут выходить из ада, чтобы посетить свои дома в течение 7-го лунного месяца (месяца призраков), в течение этого месяца следует избегать многих вещей:
- Не гуляйте ночью.
- Не плавайте. Говорят, что утонувший злой призрак может попытаться утопить вас, чтобы найти тело для возрождения.
- Поскольку месяц считается неблагоприятным, не переезжайте в новые дома, не начинайте новый бизнес и не женитесь.
- Не вывешивайте одежду на улицу ночью.
- Не подбирайте монеты и деньги, найденные на улице, и никогда не приносите их домой.
- Не наступайте и не пинайте подношения на обочине дороги. Если вы наступили случайно, вы должны извиниться вслух, чтобы все было в порядке.
- Не носите красное, потому что призраков привлекает красный цвет.
- Не пойте и не свистите, так как это может привлечь призраков.
- Держитесь подальше от стен, так как считается, что призраки любят прилипать к стенам.
- Если вы родились в месяц призраков, не празднуйте свой день рождения ночью. Праздновать лучше днем.
Какие делают подношения усопшим?
Считается, что голодные призраки являются предками тех, кто забыл отдать им дань уважения после их смерти, или тех, для кого никогда не устраивали надлежащих ритуальных проводов. У них длинные, тонкие, как иглы, шеи, потому что их не кормили в семье.
Члены семьи возносят молитвы своим умершим родственникам, предлагают еду и питье и сжигают банкноты аду и другие виды бумаги. Считается, что бумажные изделия Джосса имеют ценность в загробной жизни и в некоторых аспектах очень похожи на их ценность в материальном мире. Люди сжигают бумажные дома, машины, слуг и телевизоры, чтобы облегчить страдания и упокоить призраков.
Семьи также отдают дань уважения другим неизвестным блуждающим призракам, чтобы эти блудные души не вторгались в их жизнь и не приносили несчастья.
В четырнадцатый день седьмого месяца для призраков устраивают большой пир, когда люди приносят еду и кладут на стол для подношений, чтобы порадовать призраков и отогнать неудачу.
Через четырнадцать дней после праздника, чтобы убедиться, что все голодные призраки найдут дорогу обратно в ад, люди запускают водяные фонари и устанавливают их возле своих домов. Эти фонари изготавливаются путем установки фонаря в форме цветка лотоса на бумажный кораблик. Фонари используются, чтобы направлять призраков обратно в подземный мир, и когда они гаснут, это символизирует, что они нашли дорогу назад.
Ритуалы фестиваля голодных призраков
Что касается ритуалов , буддисты и даосы проводят церемонии, чтобы избавить призраков от страданий, многие из них проводят церемонии днем или ночью (поскольку считается, что призраки освобождаются из ада, когда садится солнце). Алтари строятся для умерших, а священники и монахи проводят ритуалы для призраков. Монахи и священники часто подбрасывают рис или другие мелкие крупы в воздух во всех направлениях, как бы принося дары призракам.
В некоторых странах Восточной Азии сегодня проходят живые выступления, на которые приглашаются все желающие. Первый ряд сидений всегда пуст, так как здесь сидят призраки. Шоу всегда устраиваются ночью и на большой громкости, так как считается, что звук привлекает и радует призраков. Некоторые шоу включают китайскую оперу, драмы, а в некоторых – даже бурлеск-шоу.
Ниже в видео можно увидеть некоторые фрагменты таких представлений (не важно, что оно на английском, просто понаблюдайте за действом):
Я периодически становлюсь свидетелем таких обрядов в Китае. Об одном из таких моих опытов можно прочесть тут:
Наследие Фестиваля Голодных Призраков
Все мы знаем, что современный Китай живет в коммунистическом обществе, которое отрицает бога и превозносит науку, в связи с чем, празднование Фестиваля голодных духов не запрещается в Китае, но весьма порицается официальными медиа.
Подозреваю, что у план правительства работает.
Мои китайские друзья говорят, что никто из их поколения не верит в призраков и во все эти байки и никогда не будет проводить эти жуткие ритуалы с ужином в компании призраков или сжигания фальшивых денег. Они говорят, что их родители в большинстве своем тоже не верят в потустороннее. Единственным поколением, которое все еще привержено традициям и с трепетом выполняет все эти ритуалы это бабушки и дедушки.
Как бы прискорбно это ни было, возможно лет через 20-30, когда их всех не станет, этот народный фестиваль умрет вместе с ними, либо останется жить лишь в глубоких деревнях. Так что, если вы будете в странах Азии и увидите, как старики жгут ритуальные бумаги в конце лета, остановитесь и запомните эту картину. Вероятно Ваши дети ее уже никогда не увидят.
***
В Китае Фестиваль Голодных Призраков, в Мексике День Мертвых, в США Хэллоуин... Если ли подобные праздники у нас, в России?