Путь талантливой актрисы и певицы Джейн Мэллори Биркин начался в туманном Лондоне 16 декабря 1946 года. Папа девочки, Дэвид Биркин, был командующим Королевским флотом, разведчиком и художником, а мама, Джуди Кэмпбелл, - известной театральной актрисой. Этой же профессии посвятили свои жизни бабушка и дедушка Джейн по материнской линии, а также родной брат Эндрю. Джейн тоже решила продолжить актерскую династию. К тому же для этого у неё были все данные: яркая внешность, точёная фигура и харизма.
"Фотоувеличение"
Кинокарьера Джейн началась в 1965 году с маленькой роли в комедии "Сноровка… и как её получить". Тогда начинающую актрису даже не указали в титрах, но в следующем году она снялась в "Фотоувеличении", и это была бомба.
Заметил её сам режиссер картины, Микеланджело Антониони, и, когда предложил роль, предупредил сразу, что придётся сниматься обнажённой. Новостью Джейн тут же поделилась с мужем и тот был уверен - она никогда не решится. Для скромной 18-летней девушки это стало настоящим вызовом. После выхода драмы на экраны эту сцену обсуждали ещё долгое время, а в фильмографии Биркин появлялось всё больше работ – "Бассейн", "Не упускай из виду", "Чудовище" и другие.
Сумки "Биркин"
За востребованной актрисой пристально следили поклонники и считали её иконой стиля, при этом сама Джейн никогда не гналась за модой, предпочитая импровизировать. В повседневной жизни она отдавала предпочтение комфорту, поэтому часто её можно было увидеть с обычной плетеной корзинкой вместо дамских сумочек. Привычка брать с собой всё, что можно, и стала своеобразным шагом к появлению имени актрисы в мире моды.
Джейн летела из Парижа в Лондон, когда из её багажа выпало всё содержимое - это заметил Жан-Луи Дюма из Hermes. Они разговорились и у него появилась идея создать сумку, которая была бы удобна и вместительна. По одной из версий, Джейн прямо в самолёте нарисовала дизайн люксовых "Биркин", по другой – её пригласили в офис и показали наработки, которые были созданы еще начале 20 века, и она добавила несколько штрихов. В итоге появились знаменитые сумки, цены на которые сейчас варьируются от 10 до 500 тысяч долларов. В гардеробе актрисы было пять одноименных сумок, но ходила она с ними редко – по её мнению, они были слишком тяжелыми.
В 2015 году Джейн потребовала убрать её имя с модели Birkin Croco из-за жестокого обращения с животными для их создания. Сторонам удалось решить проблему, и название осталось прежним. Кстати, процент, который она получала за использование фамилии, актриса тратила на благотворительность.
Первая любовь
Свою первую любовь Джейн встретила в 17 лет - избранником актрисы стал композитор Джон Барри. В 1965 году влюблённые поженились, а через пару лет стали родителями малышки Кейт. К сожалению, семейное счастье продлилось недолго - супруги разошлись, когда дочке был всего годик.
- К счастью, я узнала, что нельзя быть зависимым от человека. Проблема в том, что это значит, что ты не живешь для себя, ты не делаешь днем ничего интересного, тебе не о чем говорить. Ты живешь им, через него. После Джона Барри я поняла, что не должна больше этим заниматься, – говорила Джейн Биркин в интервью Paris Match.
Так, Джейн с дочерью вернулась в родительский дом, а после переехала в Париж. Малышка стала главным счастьем для актрисы, но с ней было непросто...
Трудный ребёнок
Подростковые годы Кейт были сложными для всей семьи. Пока мама работала, юная девушка покатилась по наклонной, начала баловаться запрещенными веществами. Она и сама не заметила, как "развлечение" переросло в серьёзную зависимость на долгие годы. За это время она успела закончить школу, стать фотографом, встретить мужчину и родить сына. И только в 1994 году она завершила лечение в реабилитационном центре. Казалось, жизнь наладилась, но в 2013 году Кейт совершила суицид, шагнув из окна 4-го этажа.
Смерть 46-летней дочери стала ударом для Джейн. Ей она посвятила две песни Ces murs épais и Cigarettes.
- Я перестала вести дневник 11 декабря 2013 года, когда умерла моя дочь Кейт. Я была не в состоянии продолжать, словно больше не имела права выражать свои мысли в состоянии того тумана, которым меня накрыло. Я утратила веру в себя как в мать. Я сошла с арены. Она, так и оставшаяся англичанкой, была моей сообщницей, иногда моим компасом, иногда моим оппонентом, – писала в автобиографии Джейн Биркин "Дневник обезьянки".
Роман с Генсбуром
Джейн ничего не слышала о поэте Серже Генсбуре, когда они познакомились и никак не могла запомнить фамилию, про себя окрестив его Сержем Бургиньоном в честь единственного французского блюда, которое знала. Мужчину это обижало, и он подарил ей свой сборник стихов Chansons Cruelles с автографом. Тогда они еще не подозревали, что это было началом их истории.
Вместе они снимались в "Слогане", где и зародились их романтические отношения. Мужчина был старше актрисы на 18 лет, но молодую звезду не смущала разница в возрасте. Влюблённые стали самой обсуждаемой парой Франции, куда Джейн переехала после съёмок. Страстный роман, однако, не перерос в официальный брак, даже когда родилась дочь Шарлотта. Она, кстати, пошла по стопам родителей: сыграла Фантину в "Отверженных" и главную роль в культовой секс-исповеди "Нимфоманка". Позднее актриса сняла фильм о матери - "Джейн глазами Шарлотты".
У Джейн и Сержа был довольно крепкий семейный и творческий союз. Они не только пересекались на съемочной площадке, но и записывали песни. Их откровенный и сексуальный трек Je t’aime… moi non plus произвёл настоящий фурор, хоть и был запрещен на радиостанциях нескольких стран. Биркин считала сингл уникальным и была уверена: его будут слушать даже после их смерти.
- Он был провокатором с дико-романтической, славяно-еврейской душой. От матери Серж унаследовал злобу, проницательность и юмор; от отца - мелодраму. Это была неуловимая смесь. Это сочетание противоположностей сделало его уникальным, способным рассказывать бельгийские или еврейские истории, и в то же время быть поэтом, возможно, величайшим со времен Аполлинера, с его очень личным стилем стихов, и автором песен, чьи тексты существуют сами по себе, даже без музыки, – говорила Джейн Биркин в интервью Le Monde.
В 1980 году артисты расстались, но всё равно остались друг для друга близкими людьми и продолжали вместе работать.
После разрыва с Генсбуром, у актрисы завязались отношения с актером и режиссёром Жаком Дуайоном. От гражданского мужа артистка родила третью дочь Лу, которая, как и старшая сестра, стала актрисой и певицей. Серж, как ни странно, стал крёстным девочки, что послужило поводом для многочисленных шуток в прессе. Вместе чета была почти 12 лет, но и их пути разошлись.
А когда умер Серж, в 1991 году, от инфаркта, Биркин очень переживала и положила в его гроб свой талисман обезьянку, чтобы та защищала его.
- Обезьянку-жокея мне подарил мой дядя – это был приз, выигранный им в лотерею на сельской ярмарке. Мы с Манки не расставались никогда: он делил со мной тоску интерната и больничной койки, мою жизнь с Джоном, Сержем и Жаком; был свидетелем всех моих радостей и печалей. Он обладал волшебной властью: я ни разу не садилась без него в самолет, не ложилась без него в больницу. Когда Сержа хоронили, я положила рядом с ним Манки – чтобы моя обезьянка защищала его, словно фараона, в загробной жизни, – писала в автобиографии Джейн Биркин "Дневник обезьянки".
Смерть
В 2017 году в интервью изданию Paris Match Джейн Биркин рассказала о том, что смогла побороть лейкемию и поделилась своими планами на будущее. В последние годы она направила все свои силы на музыку и не снималась в кино.
В 2020 году актриса даже выпустила альбом и работала над концертами, которые пришлось отменить из-за инсульта. Тогда ей удалось восстановиться после болезни, а 16 июля 2023 сердце певицы и актрисы остановилось - причину не огласили. Джейн Биркин было 76 лет...
Автор: Анастасия Кочкина