Найти тему

Следствие еще больше запутало следы

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ФОНД «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЕРДИКТ» ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ФОНД «ОБЩЕСТВЕННЫЙ ВЕРДИКТ» | 18+

17 лет следствие не может установить виновных в гибели экономиста Кирилла Щиборща. В 2006 году москвич умер после штурма его квартиры спецназом МВД

На этой неделе мы работаем в Пресненском районном суде Москвы. 21 июля будем обжаловать очередное постановление о прекращении уголовного дела по факту гибели московского экономиста Кирилла Щиборща.

Щиборщ погиб 7 июля 2006 года в результате штурма его квартиры спецназом. Из-за обострения болезни мужчине требовалась срочная психиатрическая помощь. Но вместо этого его квартиру штурмом взял спецназ, и хозяин был забит до смерти: он получил перелом основания черепа, ребер и другие тяжелые травмы. Щиборщ скончался в машине скорой помощи, по пути в больницу.

Результаты многочисленных исследований места преступления и тела погибшего показали, что травмы были нанесены, когда Щиборщ уже находился в беспомощном состоянии, проще говоря, когда был обездвижен силовиками. Но российское следствие не сумело довести уголовное дело до суда. Около 20 раз дело прекращалось и более 30 раз приостанавливалось. И это несмотря на то, что в январе 2014 года ЕСПЧ признал Россию виновной в нарушении права на жизнь и в неэффективном расследовании гибели Щиборща и обязал выплатить родным погибшего около 49 тысяч евро компенсации.

Комментирует юрист-аналитик Ани Агагюлян, которая при поддержке «Общественного вердикта» представляет в суде интересы матери Кирилла Щиборща:

«В этом году 7 июля исполнилось 17 лет со дня смерти Кирилла Щиборща. Уже 17 лет следствие не может поставить точку в расследовании смерти (или, возможно, было бы правильнее сказать, убийства) Кирилла. За 17 лет расследования ЕСПЧ успел вынести постановление, в котором установил нарушение статьи 2 Конвенции (право на жизнь) в связи с отсутствием эффективного расследования и халатностью полицейских. Но это постановление никак не изменило ход расследования. Следствие лишь еще больше запутало следы, поскольку за 17 лет были проведены десятки судмедэкспертиз, которые противоречат друг другу. Другие следственные действия - например, следственный эксперимент - также противоречат друг другу. При этом следствие не может выбрать, какая из всех проведенных судмедэкспертиз или какой из следственных экспериментов все же соответствует действительности и почему. Так и тянется история расследования одного убийства.

7 декабря 2019 года следователь вынесла постановление об очередном прекращении уголовного дела. Мы бились за отмену этого постановления в Пресненском районном суде и в Мосгорсуде почти 4 года. 22 июля 2022 года Пресненский районный суд отменил постановление следователя и указал на недостатки, которые следствие должно было устранить при проведении дополнительного расследования. Но 9 февраля 2023 года следователь ГСУ СК России по г. Москве снова вынесла постановление о прекращении уголовного дела. Если сравнить это постановление и то, которое было вынесено 7 декабря 2019 года, то можно заметить, что они практически идентичны. При этом следствие не устранило недостатки, на которые указывал суд в решении от 22 июля 2022 года.

По этим причинам мы снова обжаловали новое постановление следователя. Суд истребовал материалы дела, в рамках которого была рассмотрена наша предыдущая жалоба на постановление следователя от 7 декабря 2019 года. Заседание, назначенное на 7 июля, не было проведено в связи с тем, что в суде не смогли найти истребованные материалы. На 21 июля назначено очередное заседание по рассмотрению нашей жалобы. Будем надеяться, что в этот раз не будет непредвиденных обстоятельств и суд, наконец, рассмотрит нашу жалобу и вынесет решение по ней».

В любом случае мы считаем, что расследование длится слишком долго, и планируем в ближайшее время подать исковое заявление о длительности расследования. В рамках этой процедуры можно получить компенсацию за долгое расследование дела.