Рецензия также размещена на моей странице на Кинопоиске:
Ссылка на профиль Кинопоиска - https://www.kinopoisk.ru/user/14240401/comments/
Рейтинг:
- Кинопоиск -8
- IMDb - 8,5
Жанр: вестерн, боевик, драма
Меня всегда удивлял тот факт, что лучшие вестерны — по факту американская история — снимал итальянец. И хоть Серджио снял всего 5 вестернов, «Однажды на Диком Западе» вышел сразу после «долларовой трилогии», которая является культовой и по сей день. Поэтому на волне общего ажиотажа данная картина красиво представила героев — тех же самых Хорошего, Плохого и Злого — но уже в рамках другой истории. Красиво, приятно, динамично и брутально.
Лента начинается с классической перестрелки, представляя нам шайку бандитов, которые грязным и грубым видом дают понять, что они главные на железнодорожной станции. Экспозиция смело звучит звуками губной гармошки, которая станет своего рода предвестницей, предупреждением о великолепном Чарльзе Бронсоне.
Далее картина сменяет тон и показывает дружную семью, которая готовится к приезду гостьи. Постепенное перекидывание трёх нитей сюжета позволяет оценить общий ажиотаж, а заодно и раскрывает мотивы персонажей. Драма и жестокость врываются в сюжет, представляя нам и Злодея Генри Фонду, и влияние магнатов, которые заинтересованы в продолжении путей железной дороги, ради развития железнодорожного транспорта.
На самом деле такие сюжетные ходы довольно интересны. Сам сюжет тебе рассказывает о необходимости транспортной инфраструктуры именно в том месте, где есть частные владения. Где есть владения, там есть и водоснабжение. Где есть водоснабжение, там должны проходит паровозы, так как они употребляют огромное количество воды, пока поровой котёл преобразует паровую энергию в механическую, которая, в свою очередь, приводит в движение поршни.
Вторая линия знакомит нас с женщиной, которая была связана с драматическими события, поэтому последствия не заставляют себя долго ждать. В картине есть отъявленный негодяй, за чью голову назначена солидная награда, в тоже время есть абсолютный злодей со своей бандой, который также выступает марионеткой в руках более влиятельных граждан. Картина завлекает своими перемещениями персонажей, первичные ожидания и ярлыки добра и зла преобразуются в некий ритуал, в традиции Дикого Запада. Если нужно кого-то поймать, то все антагонисты и протагонисты следуют кодексу: вот только могут путать честь с трусостью.
Фильм за два с половиной часа демонстрирует драму потери и жажду мести. Прекрасный Генри Фонда остаётся в тени, он всего лишь миф, призрак, потому что зрителям вполне хватает его банды и негодяя Джейсона Робардса, но в середине хронометража ключевые герои отходят в сторону, демонстрируя во всей красе злодея. Это не безумный бандит, расправляющийся со всеми направо и налево, это точный, опасный и уверенный в своём револьвере охотник. Охотник за наградой.
Основная нить сюжета как раз затрагивает прогресс, расширение станции и удлинение железнодорожных путей, но как каждый из героев проходит свой путь — стоит отельного мини-фильма. Чарльз Бронсон словно белый рыцарь среди всего этого пыльного действа. Человек с неизвестным прошлым, звуком гармошки извещая о себе. Джейсон Робардс, скрывающий одиночество за маской негодяя, рвущийся в бой, пугающий обычных людей, но не переходящий черту. Клаудия Кардинале — роскошная женщина, пытающаяся противостоять системе и злодействам, используя и хитрости, и дары природы, чтобы показать, на что способна сильная женщина. И Генри Фонда — тихий, но опасный, расчётливый и хладнокровный.
Повествование сменяет некоторые ярлыки, но битва за территорию несёт в себе потери, шантажи, попытки выкупа и радикальные меры. В картине ковбойских перестрелок немного, но сюжет затягивает именно противостоянием владельцев недвижимости и магнатам. Это мужское кино. Можно чувствовать по поведению героев, когда наступает переломный момент. Интересны все герои, а после всех приключений ты уже не знаешь, кто за какой маской (добра или зла) скрывается. Но Бронсон всё такой же скрытый!
Кульминация выводит главное противостояние, которое постоянно ускользало от нас. Режиссёр раскрывает и историю губной гармошки, и показывает параллель между сильными и слабыми, как Робин Гуд, отнимает у богатых и отдаёт всё бедным. Поражает, что персонажи могут объединяться между собой ради общего спасения, при этом имея друг с другом счёты. Мелкие сошки, крысы, стреляющие из засады — все находят свои пули, а ключевые герои решают проблемы по-мужски, даря прекрасное исполнение ролей, красивый экшен, вьетнамские флэшбэки скрытых фигур.
В итоге, Серджио Леоне подарил исторический кусочек Дикого Запада, когда насильственными и опасными путями прокладывалось будущее. Будущее, имеющее паровой двигатель и тонны воды для охлаждения.