Депутат Госдумы Виталий Милонов выступил за кардинальный способ вынудить владельцев земли бороться с борщевиком Сосновского: запретить любое использование участка, включая продажу, до искоренения хозяином вредного сорняка. Обращение с таким предложением он отправил министру сельского хозяйства Дмитрию Патрушеву. Активисты, вставшие на путь спасения России от борщевика, считают, что и это не поможет.
Сорные участки
Этим летом, по информации Виталия Милонова, в ряде регионов России сложилась чрезвычайная ситуация с распространением борщевика Сосновского — он разрастается бурно и хаотично. А ведь это растение опасно для людей, животных и окружающей среды. Борщевик оставляет ожоги и способен за несколько лет уничтожить биологический баланс территории, на которой произрастает, превращая ее в пустошь.
«К сожалению, бесконтрольное распространение борщевика Сосновского обуславливается откровенной халатностью и бесхозяйственностью. Многие поля и участки, находящиеся в собственности организаций и частных лиц, буквально заброшены, представляют собой стихийные «питомники» для размножения этого зловредного вредителя», — заявил депутат Госдумы.
Милонов признал, что ни штрафы, ни санкции, ни общественное осуждение не мотивируют недобросовестных собственников к исправлению ситуации. Поэтому он и предлагает не давать им право продавать земли или как-то еще их использовать, пока на них не уничтожат последний сорняк.
Напомним, что впервые новый вид борщевика описали в 1944 году, назвав в честь ботаника Дмитрия Сосновского. Его естественным местом произрастания были горные леса Кавказа. Из-за своей морозостойкости, неприхотливости, урожайности и силосной массы уже с середины XX века его активно культивировали в СССР в качестве корма для скота. Однако вскоре ученые поняли, что растение не только быстро дичает, но и по пути практически полностью уничтожает встречающиеся экосистемы. С 2014 года борщевик Сосновского утратил статус сельскохозяйственной культуры, он внесен в отраслевой классификатор сорных растений России.
Думская война
Виталий Милонов — не первый депутат Госдумы, вставший на тропу войны с борщевиком. Еще в декабре прошлого года парламентарии разработали целый пакет законопроектов, чтобы борьба с этой опасной сорной травой стала успешнее и эффективнее. Мотивировать землевладельцев вырубать борщевик предложили с помощью повышенных штрафов.
А уже в этом году экспертный совет «Единой России» поддержал законопроект об ответственности за невыполнение мероприятий по защите земель от зарастания борщевиком — со штрафами до 700 тысяч рублей.
Тем временем Россельхознадзор сообщил, что в 2022 году выявлено 23,6 тысячи гектаров земель сельскохозяйственного назначения, заросших борщевиком Сосновского. По состоянию на конец июня 2023 года уже обнаружено 9,8 тысячи гектаров земель с вредным сорняком.
Антиинвазивный путь
Руководитель движения «Стопборщевик», агроэколог Антон Гладилин считает, что инициатива Виталия Милонова, к сожалению, не про борьбу с борщевиком: «В чем подвох? Проблема борщевика — это беда заброшенных сельскохозяйственных земель. Чтобы с ним бороться, земли надо ввести в оборот, распахать, в первый год засеять травой, потом засеять другими культурами. То есть провести стандартные операции. А если запретить продажу заброшенного, заросшего участка фермерам, которые могут его вспахать, как это поможет?»
По мнению Гладилина, лучше всего было бы ввести в законодательство понятие инвазивных растений. Потому что если в средней полосе вред и земле, и животным, и людям наносит борщевик, то на юге страны дикую аллергию вызывает амброзия. Ее даже назвали «пыльцой дьявола».
«Я бы посоветовал Виталию Милонову продвигать антиинвазийные законы. Опять же, хорошая инициатива властей Московской области: они обрабатывают участки, которыми хозяева сами не могут заниматься, а потом выставляют счет за уничтоженный сорняк», — дополнил профессор.
Напомним, что формально наказание за разрастание борщевика существует: статья 8.7 КоАП карает за невыполнение требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, штрафом в 20—50 тысяч рублей для граждан, 50—100 тысяч для должностных лиц и 400—700 тысяч для организаций. Но, видимо, полагает Гладилин, отсутствие в законе конкретного наименования «борщевик» или всей инвазивной заросли приводит к недооценке людьми и чиновниками опасности, которую на самом деле для всех несет эта с виду безопасная зелень.