Найти тему
Журнал не о платьях

"Дочери жестоки к своим матерям. Зачем-то им нужно докопаться до самой последней правды". Вспоминая Джейн Биркин

Оглавление
Источник фото: cosmopoltan.com
Источник фото: cosmopoltan.com

Пишет литератор и журналист Сергей Николаéвич

Вчера весь вечер прощался с Джейн. Эти наши фотографии с ней, возникшие будто сами собой из сундука памяти моего дорогого друга и лучшего летописца эпохи Юры Феклистова…

Джейн Биркин и автор.
Джейн Биркин и автор.

Ее голос, который всегда у меня в айфоне.

И наконец фильм «Джейн глазами Шарлотты», который я посмотрел только этой ночью. Знал, что она там старая, больная. И не спешил искать его в сети.

Джейн и раньше была не слишком-то озабочена своими морщинами и сединами: что есть то есть. Ничего не скроешь, не закрасишь, не замажешь. А после смерти Кейт ей стало вообще все-равно.

….Вначале была оглушённость. Горем, ужасом, толпой в церкви Святого Роха, собравшейся проститься с Кейт. Помню Катрин Денев в темных очках. Она была рядом. И что-то ей говорила. Как всегда инструктировала. Она ведь в похоронных делах большой спец. Но по лицу Джейн было понятно, что она ничего не понимает из того, что говорила ей Катрин.

Джейн на похоронах дочери Кейт. Фото из архива автора.
Джейн на похоронах дочери Кейт. Фото из архива автора.

Она только вежливо кивала. А вокруг нее на почтительном расстоянии стояли люди, боявшиеся к ней подойти и даже на нее посмотреть. Не боялись только папарацци. Но и они делали своё чёрное дело молча. Почти бесшумно. Как и полагается во время похорон.

Кейт, Кейт, Кейт… Ее старшая, непутевая, талантливая и несчастная дочь от первого юного скоротечного брака с композитором Джоном Барри. Судя по дневникам Джейн, со старшей всегда все было сложно.

Джейн и Кейт. Источник фото: independent.co.uk
Джейн и Кейт. Источник фото: independent.co.uk

И переходный возраст, и тайные обиды на мать, и конфликты с отчимом, и невозможность найти себе место рядом со знаменитыми родственниками, а как следствие — затяжные депрессии и наркотики. Потом Кейт станет прекрасным фотографом. Снимала для глянца звёздных подруг и знакомых матери. Умела быть проницательной, ироничной, находчивой. Ее любили. И когда она покончила с собой, выбросившись из окна, французские газеты поддержали официальную версию о несчастном случае.

Кейт было 46 лет. Источник фото: amp.rfi.fr
Кейт было 46 лет. Источник фото: amp.rfi.fr

Все эти годы Джейн жила с этой болью, задыхалась и кричала навзрыд от боли, она такая всегда улыбчивая, вежливая, воспитанная англичанка. В фильме она выдает это признание даже с каким-то недоумением: неужели она смогла все это выдержать? Но вот зачем-то выжила. И даже ещё выходит на сцену и поет с оркестром. И снимается в фильме своей другой дочери Шарлотты.

Я все время ловил этот ее растерянно-удивлённый взгляд. Очень добрый, любящий и нежный, но как бы с другого берега. Ее снимали то на фоне ее любимой Бретани, то в квартире Сержа Генсбура на рю Верней, то за кулисами концертного зала в Токио — всюду, где требовалось быть по сценарию. Но она была как будто не здесь, уже не с нами и даже не с Шарлоттой. При этом все равно при ней оставался и ее саркастический британский юмор (леденящая душу история про бабушку, которая померла раньше, чем это полагалось для выплаты минимальных налогов на наследство, и за это ее труп продержали год в холодильнике), и западная практичность (вполне бодрые разговоры про своё завещание), и даже неубиваемая joie de vivre - чисто французская радость жизни (достаточно поглядеть, как Джейн выбирала устрицы на местном рыбном рынке). Жизнь брала своё. И побеждала. А потом отступала, как море на пляже в Ля Боле, оставляя на песке множество ракушек и водорослей.

В случае Джейн - это бесчисленные фото, детские рисунки, любительские кадры семейных киноплёнок, кассеты для портативного магнитофона, какие-то поломанные игрушки, флаконы с выдохшимися духами… Она физически ничего не могла выбросить. Даже старые тапочки. Наверное, это болезнь - невозможность расстаться со старыми вещами. О чем она говорит Шарлотте как о каком-то своем тайном диагнозе. Ещё одном! Немного, наверное, постыдном, как и любая другая болезнь, которая причиняет другим неудобство.

Но ведь это ненадолго, извиняется Джейн с грустной улыбкой, вполне готовая к тому, что все эти ее нищие сокровища после ее смерти окажутся на помойке. В конце концов, мы все там окажемся, как шутил мой покойный товарищ и соратник Игорь Свинаренко.

Дочери жестоки к своим матерям. Зачем-то им нужно докопаться до самой последней правды.

Сыграть с ними свою «Осеннюю сонату» в четыре руки. Шарлотта Генсбур - не исключение. Может быть, этот фильм был своего рода местью за отца, которого когда-то безжалостно бросила мать? А может, этой сакральной жертвы потребовал от неё сам жанр документального фильма, где все должно быть по-честному? Без игры.

Камера алчно впивается в лицо Джейн, когда она спустя тридцать лет впервые переступает порог дома Сержа Генсбура. Ловит любую перемену в выражении лица, в этой блуждающей улыбке экскурсантки, которую она надевает, чтобы не выдавать своих подлинных чувств. Но на рю Верней она ещё справилась с собой.

А вот когда Шарлотта стала показывать ей на бетонной стене любительские пленки с маленькой Кейт и Сержем, тут она сломалась.

Фото: Pinterest.com
Фото: Pinterest.com

Нет не заплакала, не закричала. Просто как-то вся разом обмякла, постарела, погасла. Кротко попросила прекратить съёмку, не в силах терпеть больше эту муку. Встала и вышла из кадра. И только вчера появился финальный титр: «The End».

Понравилось? Подпишись на наш канал и читай:

(с) Сергей Николаевич