Психологи-коммуникативисты считают, что умение хвалить всегда ценно. Комплименты вызывают положительные эмоции у собеседника, и удовольствие от комплимента часто передается тому, кому он адресован. Таким образом, можно сказать, что комплименты помогают создать позитивную атмосферу общения, наладить и укрепить коммуникацию, преодолеть коммуникативные барьеры, выразить уважение, почтение, восхищение и позитивный настрой, необходимые для эффективного общения. Однако нередко комплименты используются в манипулятивных целях для достижения определенных интересов.
Комплименты отличаются от лести и похвалы. В отличие от лести, комплименты более тонкие, менее грубые, менее преувеличенные и содержат реальные факты. Разница между комплиментами и похвалой заключается в позиции адресата. Комплименты находятся выше позиции собеседника (собеседник находится в более низкой позиции), а комплименты - выше позиции собеседника.
Комплименты - невероятно мощный инструмент эффективного общения (в том числе и делового). Несмотря на это, мы часто не умеем не только делать комплименты, но и получать их. Этот недостаток является критическим как в личной, так и в профессиональной жизни. Но если вы не умеете делать комплименты, а эти комплименты принимают близкие вам люди, то в сфере делового общения все становится гораздо серьезнее.
Практическая психология общения - очень интересная и полезная область знаний и умений. О некоторых секретах психологии общения вы можете прочитать в статьях "Психология общения: барьеры в общении" и "Психология общения: страх публичных выступлений". Вы ищете хороший курс психологии общения (коммуникативный курс)? Тогда вам сюда: Факультет психологии общения и отношений.
Комплименты - важная часть делового общения, ведь чем больше вы сможете расположить к себе собеседника, тем больше вероятность успешного проведения переговоров и заключения сделки. В бизнесе комплименты используются в отношениях с клиентами, коллегами и руководителями.
Рассмотрим основные и наиболее важные принципы искусства комплимента, которые выделяют психологи, занимающиеся вопросами коммуникации:
- Самый главный секрет хорошего комплимента - умение распознать и подчеркнуть скрытые хорошие качества человека, о которых он знает, но не знают другие. Делая такие комплименты, вы всегда будете завоевывать их сердца и умы.
- Проявите эмпатию, поймите, какие качества они ценят в себе, и подчеркните их;
- Выясните, какие положительные качества и черты характера есть у другого человека;
- Комплименты должны быть фактическими, правдивыми и практически не содержать преувеличений;
- В противном случае собеседник не будет вам доверять;
- Не приукрашивайте положительные слова "ложкой дегтя" (мол, это ваши хорошие качества, а это - нет); не будьте расплывчатыми (это раздражает собеседника и портит ваши отношения с ним);
- Научитесь принимать комплименты. Получив комплимент, вежливо поблагодарите его и скажите "спасибо". И никогда не оправдывайтесь, не делайте замечаний и не ставьте себя ниже.
Искусство делать комплименты - это то, чему действительно нужно учиться. В результате можно получить удовольствие и наслаждение от общения, позитивный эмоциональный обмен и хорошие отношения.