Найти тему
Ридус

Помогло ли бизнесу ослабление контроля со стороны государства?

На «правительственном часе» в Госдуме глава аппарата правительства Дмитрий Григоренко рассказал о выходе на финальный этап реформы контроля и надзора. Он сообщил, что в прошлом году количество проверок бизнеса по всей стране сократилось почти в 5 раз по сравнению с 2019 годом.

О том, сколь успешной может оказаться реформа и как ее результаты скажутся на работе российского бизнеса, «Ридус» поговорил с Уполномоченным при Президенте России по защите прав предпринимателей Борисом Титовым.

«Ридус»: На ваш взгляд, для чего была разработана реформа, и какие результаты планируются?

Борис Титов: Реформа проводится (потому что она в самом разгаре) ровно с той целью, с какой было заявлено. Снять с бизнеса излишнее бремя, которое все равно не трансформируется в повышение безопасности, а лишь оборачивается издержками. А издержки перекладываются в стоимость товаров и услуг.

Помимо этого, реформа контроля и надзора неотделима от общего тренда на цифровизацию управления, и правительство хочет представлять себе максимально наглядно ту картину, которая складывается при общении контролеров с бизнесом. Этот процесс идет не менее успешно.

«Ридус»: Как реформа сказалась на бизнесе?

Борис Титов: Последствия всем известны, Дмитрий Григоренко напомнил о них еще раз. Количество проверок сократилось, на 70%. 292 тысячи против 976 тысяч годом ранее. А общее число контрольно-надзорных мероприятий (включая проверки) за 2022 год – всего 325 тысяч.

Все чаще используются предупреждения, за год их доля среди всех форм реагирования по результатам контрольно-надзорных мероприятий выросла с 22,49% до 41,7%. Доля профилактических мероприятий дошла почти до 70%, год назад было 44%.

Уполномоченный при Президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов
Уполномоченный при Президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов

Над чем надо работать – так это над тем, чтобы риск-ориентированный подход при проверках стал основополагающим и стимулирующим. Чтобы предприниматели могли четко понимать, что можно сделать для снижения категории риска по своим объектам. Очень важно, чтобы индикаторы риска были а) обоснованными, б)понятными. В том числе и проверяемым, чтобы они четко знали требования и могли их соблюсти. Нужны простые и понятные инструкции, как, будучи дисциплинированным и законопослушным, избежать нежелательного и обременительного внимания государства.

Учет всех контрольных мероприятий в облачной системе правительства позволит добиться еще одного результата.

Мы помним, как до принятия нового закона о госконтроле чиновники любили «играть» названиями: мол, это не проверка, а рейд или обследование или еще что-нибудь. И обходили, таким образом, процедуру согласования с прокуратурой. Когда все показатели будут видны, бороться с такими уловками станет гораздо легче.

У прокуратуры, кстати, сейчас, еще одна сложная задача. Отбить «атаку» на бизнес со стороны уже не всяческих Рос…надзоров, а полиции. Такая тенденция тоже проявилась, на фоне мораториев, силовики нередко начали проявлять излишнюю активность.

Последние три года, по поручению президента, институт уполномоченного активно взаимодействует с Генеральной прокуратурой, помогая мониторить практику исполнения закона о госконтроле.

«Ридус»: Будет ли это способствовать привлечению зарубежных инвестиций?

Борис Титов: Не думаю, что особенности контрольно-надзорной деятельности в России являются для зарубежных инвесторов определяющим фактором при принятии решения, но в любом случае отсутствие «закошмаривания» для инвесторов благотворно. Хоть для наших, хоть для зарубежных.

Максим Легуенко, обозреватель «Ридуса», заместитель главного редактора