Практически весь 1917 год Россию трясло и лихорадило. Однако самые тяжёлые времена на российско-германском фронте уже были позади.
В частности, получило должный разгон военное производство, остались позади времена, когда на одно орудие на сутки отпускался лимит из трёх снарядов – теперь фронты готовы были выжечь противника огневым валом.
А уж патронов было произведено и лежало на складах столько, что не только на планируемое осеннее наступление хватило бы – Империя могла стремительным маршем смять южные рубежи и за пару недель выйти к Босфору и Дарданеллам.
Но кому-то на Западе эти планы явно были поперёк всех расчётов. И случился февраль 17-го…
Царь отрекается от престола. Россия объявляется республикой с упразднением всех сословий – а это означало неизбежное падение авторитета офицерства на фронте и полный развал дисциплины.
В войсках появились революционные агитаторы, которые первым делом стали организовывать революционные комитеты – а эти комитеты, в свою очередь, тут же отстранили от командования не нравившихся им командиров.
И лишь давление противника по ту сторону фронта ещё как-то удерживало части на месте. И в этих условиях Временное правительство сделало первый (и, пожалуй, единственный) разумный шаг – назначило Главкомом генерала, которого безусловно уважали на фронте, причём все, сверху донизу. Это был генерал от инфантерии (то есть, попросту говоря, пехотный генерал) Лавр Георгиевич Корнилов.
Он до последнего поддерживал те идеалы свободы, что были провозглашены ещё в феврале. Да что там – сам же носил на груди красный революционный бант и называл себя «генералом от революции».
Но анархия и полная дезорганизация в армии к июлю 1917 года достигла такой степени, что стало ясно – ситуация полностью выходит из-под контроля. И Корнилов обращается к Керенскому с предложением объявления военной диктатуры, с расширением полномочий военно-полевых судов и введением смертной казни за агитацию в пользу врага, а также за дезертирство и прямую измену.
Керенский с ним соглашается… но это тот случай, когда говорят «три пишем, два в уме». Сам Керенский в этом соглашении видит для себя способ укрепить свою власть, использовав Корнилова как средство для этого.
А генерал понимает, что такой слабый правитель выпустит ситуацию из своих рук, как только лишится армейской поддержки. А тогда зачем он нужен? Ему ведь вполне хватало наблюдений за царской семьёй, за этим слабым и безвольным человеком – бывшим императором.
Потому что именно комендантскому взводу генерала была поручена охрана царской семьи. И он имел сомнительное удовольствие наблюдать за нею вблизи.
В августе он обращается к войскам: «Русские люди, наша страна умирает!» - и отдаёт приказ двигаться на Петроград. И тут у Керенского сдают нервы, потому что ему уже не раз нашёптывали, что в планах Корнилова – проект создания «Директории» по образцу французской.
Когда власть в этой стране перешла от диктатуры Робеспьера к более «травоядному» коллегиальному управлению. Только никто ему не пояснил, что в планах этой «директории» было место и ему, Керенскому. И он запаниковал.
Он объявил Корнилова мятежником и отдал приказ о смещении его с должности Главнокомандующего. А перед эшелоном, который вёз армию Корнилова в Петроград, за 70 вёрст от города разобрали рельсы и шпалы.
Взбешённый генерал объявляет изменником уже самого Керенского и заявляет о полном переходе власти в свои руки.
И тут Керенский делает главную ошибку: не веря уже никому, он вооружает большевистскую «Красную гвардию», отряды рабочих и солдат.
Через 2 месяца эти винтовки и пулемёты сметут и его самого, и возглавляемое Временное правительство. А вагоны эшелона с солдатами Корнилова наполняются агитаторами от большевиков и эсеров. Армия практически складывает оружие, а сам генерал и его штаб арестовываются и помещаются в тюрьму города Быхова.
Да, после октября 17-го все они, воспользовавшись очередной революционной неразберихой, совершать вооружённый побег из этой тюрьмы, и организуют Добровольческую Белую армию.
Но это уже совсем другая история, в которой места бывшему революционному генералу не нашлось. Он погиб от взрыва шального снаряда при попытке его войск взять Екатеринодар. А Белое движение возглавил Антон Деникин.
Друзья! Понравилась статья - поддержите лайком и не забудьте подписаться на канал, если вы этого еще не сделали! Тогда новые статьи не пройдут мимо вас. Все интересное еще впереди! Благодарю!