Найти тему
Artifex.ru

Живопись в зеленых тонах

Говорят, что зеленый цвет успокаивает и приносит в душу гармонию. Яркий или приглушенный тон луга или газона неизменно напоминает о чем-то приятном. Именно этим воспользовались художники Хизер Экройд (Heather Ackroyd) и Дэн Харви (Dan Harvey), когда начали создавать картины из травы.

Вот уже более 25 лет супруги работают на стыке разных областей. Долгие годы они занимаются вертикальными газонами, озеленяя город и создавая необычайные инсталляции. Их увлечение экологией и сопереживание природе в итоге переродились в потрясающие по задумке произведения – живые картины из настоящих растений.

Еще до того, как художники открыли для себя возможности фотосинтеза, они потрясли всю столицу Великобритании. При помощи вертикальных газонов Хизер и Дэн создали одну из самых масштабных и известных своих работ: «озеленили» лондонский театр Lyttelton в рамках проекта Fly Tower.

По воспоминаниям супружеской пары, это был очень нелегкий труд. Вместе с командой из 22 человек художники занимались западным и северным фасадом. День за днем они размазывали по стенам две с половиной тонны земли и высаживали семена. В любой момент работа могла обратиться в прах из-за внезапного ливня, который смыл бы всё в Темзу.

«Каждое утро я просыпалась с единственной мыслью — лишь бы не было дождя», — рассказывает о работе Экройд.

Однако Дэн и Хизер не остановились на достигнутом. Работа с вертикальными газонами подтолкнула художников к идее «печати» на траве.

Используя природный фотосинтез, они переносят на вертикальные газоны фотоснимки. Проведя серию экспериментов, художники смогли контролировать этот процесс и довели технологию практически до совершенства. Для того чтобы получить «живую» картину, они в течение недели проецируют на газон черно-белый негатив с отснятыми и проявленными кадрами. Двенадцать часов каждый день свет льется на траву, изменяя ее окраску: там, где света было мало, она становится светло-зеленой или желтой.

-2
-3
-4
-5

Все созданные ими работы, которые в основном представленны портретами или портретными сериями, обладают несколькими совершенно уникальными качествами. Плавные тоновые переходы картин и легкая желтизна травы вызывают ассоциации со старыми фотографиями. Эти произведения недолговечны, поэтому выставку можно воспринимать как перфоманс: посетив ее дважды (в начале и ближе к концу), можно увидеть, как трава желтеет, а изображение размывается.

Экспонирование работ тоже носит специфический характер: картины художников выставляются на открытом воздухе или в очень просторных помещениях. Например, известная серия из трех портретов для Уимблдонского теннисного турнира 2008 года экспонировалась на воздухе. Только при таких условиях картины можно было нормально рассмотреть. Каждая травинка в этих работах представляет собой живой пиксель, и целиком изображение героев видно только на расстоянии.

Heather Ackroyd & Dan Harvey | Face to Face, Domaine de Chamarande © Artifex.ru
Heather Ackroyd & Dan Harvey | Face to Face, Domaine de Chamarande © Artifex.ru

В 2012 году супруги создали еще один цикл, на этот раз в фокусе оказались работники культурного центра Domaine de Chamarande. При выборе тем Хизер и Дэн руководствуются своими представлениями. Они изображают не только людей, которые близки им по духу и борются за сохранение природного или культурного наследия, но также пейзажи, животных и даже текст. Кроме того, на их счету «шкура тигра», сделанная из травы для конференции «На грани исчезновения» (Facing Extinction, University for the Creative Arts).

Heather Ackroyd & Dan Harvey | Tiger Skin © Artifex.ru
Heather Ackroyd & Dan Harvey | Tiger Skin © Artifex.ru

Но какой бы потрясающей ни была техника и реализация травяных картин, главным для Хизер Экройд и Дэна Харви остается идея. Работая на стыке разных сфер, художники ставят своей основной задачей напоминать людям о важности экологии и сохранении природного баланса, ведь планета – это наш дом.