Говорят, что зеленый цвет успокаивает и приносит в душу гармонию. Яркий или приглушенный тон луга или газона неизменно напоминает о чем-то приятном. Именно этим воспользовались художники Хизер Экройд (Heather Ackroyd) и Дэн Харви (Dan Harvey), когда начали создавать картины из травы.
Вот уже более 25 лет супруги работают на стыке разных областей. Долгие годы они занимаются вертикальными газонами, озеленяя город и создавая необычайные инсталляции. Их увлечение экологией и сопереживание природе в итоге переродились в потрясающие по задумке произведения – живые картины из настоящих растений.
Еще до того, как художники открыли для себя возможности фотосинтеза, они потрясли всю столицу Великобритании. При помощи вертикальных газонов Хизер и Дэн создали одну из самых масштабных и известных своих работ: «озеленили» лондонский театр Lyttelton в рамках проекта Fly Tower.
По воспоминаниям супружеской пары, это был очень нелегкий труд. Вместе с командой из 22 человек художники занимались западным и северным фасадом. День за днем они размазывали по стенам две с половиной тонны земли и высаживали семена. В любой момент работа могла обратиться в прах из-за внезапного ливня, который смыл бы всё в Темзу.
«Каждое утро я просыпалась с единственной мыслью — лишь бы не было дождя», — рассказывает о работе Экройд.
Однако Дэн и Хизер не остановились на достигнутом. Работа с вертикальными газонами подтолкнула художников к идее «печати» на траве.
Используя природный фотосинтез, они переносят на вертикальные газоны фотоснимки. Проведя серию экспериментов, художники смогли контролировать этот процесс и довели технологию практически до совершенства. Для того чтобы получить «живую» картину, они в течение недели проецируют на газон черно-белый негатив с отснятыми и проявленными кадрами. Двенадцать часов каждый день свет льется на траву, изменяя ее окраску: там, где света было мало, она становится светло-зеленой или желтой.
Все созданные ими работы, которые в основном представленны портретами или портретными сериями, обладают несколькими совершенно уникальными качествами. Плавные тоновые переходы картин и легкая желтизна травы вызывают ассоциации со старыми фотографиями. Эти произведения недолговечны, поэтому выставку можно воспринимать как перфоманс: посетив ее дважды (в начале и ближе к концу), можно увидеть, как трава желтеет, а изображение размывается.
Экспонирование работ тоже носит специфический характер: картины художников выставляются на открытом воздухе или в очень просторных помещениях. Например, известная серия из трех портретов для Уимблдонского теннисного турнира 2008 года экспонировалась на воздухе. Только при таких условиях картины можно было нормально рассмотреть. Каждая травинка в этих работах представляет собой живой пиксель, и целиком изображение героев видно только на расстоянии.
В 2012 году супруги создали еще один цикл, на этот раз в фокусе оказались работники культурного центра Domaine de Chamarande. При выборе тем Хизер и Дэн руководствуются своими представлениями. Они изображают не только людей, которые близки им по духу и борются за сохранение природного или культурного наследия, но также пейзажи, животных и даже текст. Кроме того, на их счету «шкура тигра», сделанная из травы для конференции «На грани исчезновения» (Facing Extinction, University for the Creative Arts).
Но какой бы потрясающей ни была техника и реализация травяных картин, главным для Хизер Экройд и Дэна Харви остается идея. Работая на стыке разных сфер, художники ставят своей основной задачей напоминать людям о важности экологии и сохранении природного баланса, ведь планета – это наш дом.