Организатор: Познавательный клуб корейской культуры «Миринэ»
Термин «Кинематограф Кореи» охватывает киноиндустрию Северной и Южной Кореи. Как и во всех аспектах корейской жизни за прошедшее столетие, киноиндустрия часто оказывалась во власти политических событий, начиная с конца династии Чосон и заканчивая Корейской войной и внутренним вмешательством правительства.
Первый опыт кино в страну привёз американский путешественник Бартон Холмс. Свои видео, снятые на переносную камеру, он показал королю Коджону. А вот до широкого зрителя кино дошло только спустя четыре года, когда платные сеансы начали проводить на одном из рынков Сеула – Тондэмуне.
Традиционные же кинотеатры в стране начали появляться только в 1909 году. К тому времени на Западе было созданы уже несколько сотен фильмов. Первый кинотеатр Кореи, Dongdaemun Motion Picture Studio, был открыт в 1903 году. Театр Дансон Са открылся в Сеуле в ноябре 1907 года. До создания отечественной киноиндустрии в корейских кинотеатрах демонстрировались фильмы, импортированные из Европы и Соединенных Штатов. Среди импортированных фильмов той эпохи наибольшей популярностью у корейской аудитории пользовались «Разбитые цветы» (1919), «Путь на восток» (1920) Д. У. Гриффита и другие фильмы.
Всё изменилось в 1910 году, когда страна стала японской колонией, и новые владельцы начали использовать кинорынок Кореи как площадку для реализации своих фильмов.
Именно японский захват помешал Корее начать развивать своё кинопроизводство, ведь практически все деньги от проката уходили Японии. Единственным доходом для самой Кореи оставался первый кинотеатр Тондэмун, его японцы оставили на местную власть. В 1919 году появился первый фильм «Справедливая месть» (кор. 의리적 구투) режиссёра Пак Сунпхиля. Владелец театра «Дансон Са» Бак Сон Пиль, не просто театральный оператор, а первый кинопродюсер в Корее, принимал активное участие в поддержке раннего корейского кино. Он финансировал первый фильм, а также первый корейский документальный фильм, «Сцены города Кенсон», и показал оба в своем театре 27 октября. Первое корейское кино было не совсем стандартным: на видео был записан только задний фон, а вот актёры работали перед зрителями в режиме реального времени, как в театре. В 1920 году в Корее вышел первый «полнометражный фильм» — «Чики».
Настоящее кино в Корее появилось в 1923 году с выходом немого фильма «Клятвенная любовь под Луной» Юн Пэк Нама, но на роль первого художественного фильма также претендует «Чхунхян Чжон» (кор. 춘향전) 1921 года (выпущен в 1922 году).
Золотая и поздняя эра немого кино
Первые корейские киноленты были слабыми как в техническом, так и в сюжетном отношении, так как развитию мешало японское правительство. Разрешено было снимать лишь в нескольких жанрах: мелодрама, костюмированная драма и фильмы с японской идеологией (во времена японской колонизации на каждом киносеансе в Корее присутствовала полиция).
Тем не менее некоторым режиссёрам удавалось довести свой продукт до проката. Выход фильма «Ариран» (кор. 아리랑) (1926) — начало эры немого кино в Корее (кстати, в 2011 году Южная Корея пересняла фильм в новом формате).
Вслед за «Арираном» На Ун Гю снял такие популярные и уважаемые критиками картины, как «Пунгуна» (кор. 풍운아) 1926 год и «Деулджви» (кор. 들쥐) 1927 год.
Первая половина 1930-х годов ознаменовалась упадком отечественной киноиндустрии в Корее. Цензура и притеснения со стороны оккупационных властей сыграли свою роль в сокращении количества фильмов, производимых в то время, до двух или трёх в год, и некоторые кинематографисты бежали из Кореи в более сильную киноиндустрию в Шанхае в то время. Так, в 1931 году кинокомпании выпустили шесть фильмов, в 1932 — четыре, в 1934 — всего два.
Эра звука
Новый этап в национальном кино начался в 1935 году с выходом первого звукового фильма — «Сказания о Чхун-хян Чжон» Ли Мен Ву (Этот фильм перезаписывали почти в каждой династии смены кинематографа).
Корейские зрители очень обрадовались, когда услышали в кинотеатрах родную речь, но Япония раз за разом продолжала усиливать цензуру. Дошло до того, что к съёмкам в фильмах допускались только актёры с японскими фамилиями и только те, кто умел говорить на японском языке — использовать корейский в фильмах было строго запрещено.
Эра освобождения
Изменения начались после Второй мировой войны, которую Япония проиграла. После поражения страна подписала акт о капитуляции, одним из условий которого был роспуск корейской колонии.
1946 году Чхве Ин Кю основал кинокомпанию Goryeo и выпустил фильм «Дом свободного человека» (кор. 자유만세) (по широко известному названию «Ура свободе!»), который имел огромный кассовый успех и за которым последовали «Записи Ан Чжон Гына» Ли Гу Енга (кор. 안중근 사기), «Матыр Юнбонг Гил» Юн Бон Чуна (кор. 윤봉길 의사), «Мой освобождённый родной город» Чон Чан Гына (кор. 해방된 내 고향) и др., а в 1948 году были сняты «Чайки» Ли Кю Хвана (кор. 갈매기) и другие произведения режиссёров.
В 1950 году в стране началась гражданская война, которая продлилась три года, и за это время почти все наработанные киноресурсы были разрушены. Самым серьёзным итогом войны стало разделение полуострова на две части: Северную и Южную Корею.
В мае 1955 года были введены меры по освобождению от уплаты налогов корейских фильмов президентом Южной Кореи Ли Сын Маном, что впоследствии послужило важным поводом для расцвета корейских фильмов. Большинство фильмов этой эры были пересняты в XXI веке.
Эра расцвета
Новые жанры, такие как фильмы для подростков и литературные фильмы, появились с начала до середины 1960-х годов. «Горничная» Ким Ки Енга (кор. 하녀), либо «Служанка», была выпущена в 1960 году. Шин Сон Иль прославился благодаря таким фильмам, как «Босоногий юноша» (кор. 맨발의 청춘), «Молодёжный класс» (кор. 청춘교실). В 1961 году Ю Хен Мок выпустил картину «Бесцельная пуля» (кор. 오발탄), либо «Шальная пуля». «Поздняя осень» Ли Ман Хи (кор. 만추) была выпущена в 1966 году.
В 1988 году цензура наконец пошла на спад, но сразу не исчезла. До 1992 года фильм всё же мог быть запрещён как на препроизводственном этапе, так и после завершения работы. Причин для запрета могло быть четыре: фильм нарушает дух конституции и достоинство государства, общественный порядок и мораль; ухудшает отношения между Южной Кореей и другими странами; не соответствует здравому смыслу.
В 1999 году в Корее был создан Совет по кино (KOFIC). Организация всеми возможными способами поддерживает отечественных производителей.
Также в Корее создана открытая электронная база сценариев, в которую любой желающий может добавить свою работу для продажи. А в конце каждого месяца до четырёх лучших авторов могут отправить на трёхмесячное обучение за счёт государства.
Продвигать свои фильмы за границей корейцы начали в 1999 году. Особенно популярны в Азии были корейские романтические фильмы, например, «Дрянная девчонка» (кор. 나쁜 여자) 2001 года Квак Чжэ Ён, «Не хочу забывать» (кор. 나는 잊고 싶지 않아) 2004 года Джон Х. Ли и «Апрельский снег» (кор. 오렌지 눈) 2005 года Хо Джин-хо.
Дальше мир охватила корейская волна Халлю, которая превратила Южную Корею в новую эру кинематографа.
Автор: Надежда Шабанова
Источники:
1) Кинематограф Республики Корея//[электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Кинематограф_Республики_Корея
2) Кравченко, А. Н. Корейский кинематограф в период японской оккупации (1910–1945 гг.) Текст: непосредственный // Молодой ученый. статья 2019 года. — № 12 (250). [электронный ресурс] URL: https://moluch.ru/archive/250/57478/
🔎 #Миринэ | #Корея | #КорейскаяКультура | #Корейцы