Во многих фильмах зрителям надо показывать одного героя в разные периоды его жизни. Иногда артиста просто пытаются омолодить или состарить гримеры, а порой берут других исполнителей. И далеко не всегда это полное попадание. Скорей, даже наоборот…
Вспомним о фильмах, в которых замена одного исполнителя на другого выглядит и вовсе странной, так как между ними нет разницы в возрасте. Взять для примера знаменитый сериал Александра Прошкина "Михайло Ломоносов", где заглавного героя исполняют сразу три актера, два из которых не похожи друг на друга от слова совсем. Ведь если появление Виктора Степанова еще можно объяснить схожестью с Игорем Волковым и с необходимостью играть Ломоносова в возрасте от 50 и старше, то замена Александра Михайлова на Игоря Волкова нелогична. Разница в возрасте между ними - два года. Возможно, слишком молодо выглядевший Михайлов не был бы убедителен в роли Ломоносова лет 30-35, но Волков-то вполне мог сыграть юного гения с самого начала. Другими словами, присутствие в фильме Михайлова, который неожиданно меняется в кадре на не похожего на себя ровесника Волкова смотрится противоестественно.
Девятисерийный фильм Виктора Титова "Открытая книга" по одноименному роману Вениамина Каверина также показывает длительный жизненный путь главной героини. Вначале ее роль исполняет непрофессиональная питерская актриса Наталья Дикарева, а через некоторое время такая же непрофессиональая, но уже гораздо более знаменитая московская актриса Ия Саввина (выпускница журфака МГУ). Хотя Саввина на 23 года старше Дикаревой, эта разница в возрасте не так сильно бросается в глаза в картине. Зато очень хорошо видно, что между этими двумя актрисами нет ни малейшего портретного сходства, они различаются и по росту, и по голосу, и по манере речи, и по поведению (куда более логичным был бы выбор Натальи Белохвостиковой, у которой есть сходство с молодой актрисой). Сама Дикарева болезненно переживала тот факт, что в фильме ее заменили на Саввину, она полагала, что могла спокойно сыграть героиню и более возрастной. Дикарева считала это решение Титова ошибкой и даже произволом. Тем более, что в сериале были исполнительницы, который снимались во всех сериях (то есть проходили через многие годы) без всяких замен. К примеру, Елена Соловей, игравшая Глафиру Сергеевну.
Актриса Екатерина Васильева, которая нашему поколению больше всего запомнилась по роли учительницы английского языка Аллы Сергеевны в сериале Павла Арсенова "Гостья из будущего", в 1989 году снялась в мелодраме своего отца Евгения Васильева "Во бору брусника". Она сыграла Ксению, ставшую женой главного героя Александра Егорова. В первой серии молодую Ксению играет Васильева, во второй - абсолютно не похожая на нее народная артистка СССР Любовь Соколова. А вот главного героя и в молодости, и в зрелые годы исполняет один актер - Геннадий Гарбук. Вероятно, мужчины стареют не так сильно, как женщины. Или секрет в том, что 53-летнему белорусу Гарбуку было проще во второй серии играть пожилого мужчину, а в первой героя слегка за 30, чем 26-летней Васильевой исполнить роль пенсионерки с ее-то моложавым лицом.
В замечательном фильме Ильи Авербаха "Объяснение в любви" главного героя - писателя по имени Филиппок - мы видим в разные периоды жизни. Первый - еще подростковый, а потому уже молодой и глубоко зрелый. Подростка сыграл актер Никита Михайловский (вылитый Патрик Суэйзи в молодости), имеющий очень характерную запоминающуюся внешность. А более взрослого Филиппка исполнял не менее запоминающийся Юрий Богатырев. В какой-то отрезок фильма возрастной разрыв между ними по сюжету составляет не более 7-8 лет, однако между Михайловским и Богатыревым опять-таки нет никакого сходства вообще. Как и у Богатырева с Бруно Фрейндлихом, играющим пожилого Филиппка. Еще меньше его между Федором Стуковым и Олегом Табаковым, которые сыграли Илью Ильича Обломова в ленте Никиты Михалкова, но там Федор был снят совсем маленьким ребенком, а с возрастом дети могут внешне довольно сильно изменится.
В этой связи примечателен и трехсерийный фильм "Моя судьба" 1973 года Леонида Пчелкина про генерала милиции Михаила Ермакова, который приезжает в Москву и вспоминает свою молодость. Пожилого генерала сыграл тогда еще 50-летний Иван Лапиков, который запомнился большинству зрителей именно по возрастным ролям (один из признанных "стариков" советского кино). Молодого Ермакова исполняет 22-летний на тот момент Евгений Герасимов. Опять-таки - подобраны абсолютно непохожие друг на друга артисты. Зато Евгений Евстигнеев играет не только дворника Тимофея Кожухова, но и его сына Павла Тимофеевича в зрелом возрасте. При этом роль молодого Тимофея режиссер Пчелкин доверил сыграть Владимиру Гостюхину. Есть ли что-то общее между Евстигнеевым и Гостюхиным?
А можно ведь было и никак не менять героев с годами. Получилось же это у Владимира Меньшова в его знаменитой мелодраме "Москва слезам не верит", где за якобы прошедшие 20 лет с основными исполнителями не происходит практически никаких внешних изменений. И зрители воспринимают это совершенно нормально. Наоборот, сейчас кажется, что если бы в первой серии играли одни актеры, а во второй другие, то эффект был бы не таким сильным. Все упирается в артистов и их магию. 43-летний Сергей Шакуров в роли Страдивари, объявляющий с экрана о том, что ему 17 лет ("Визит к минотавру", 1986), рождает у зрителей реакцию "не верю" только минуты на две-три. Потом об этой условности забываешь, потому что актер заставляет думать совсем о другом. Возможно, это все-таки наиболее адекватный подход к решению "возрастной задачи" в кино, если только 50-летнему артисту не нужно по сюжету полфильма играть 15-летнего школьника. Ну или 30-летнему Боярскому воплощать 18-летнего Д’Артаньяна.