На рубеже XIX–XX веков Россия и Индия снова стали сближаться. Очень важными были контакты Толстого и Ганди. И хотя они были только в виде переписки, оказали весьма существенное влияние на думающих людей, обнаруживших фундаментальные сходства взглядов на мир русских и индусов (несмотря на то, что русские были воинской нацией, а индусы – нет). Уже СССР оказал большое влияние на Освобождение Индии от гадких и циничных английских угнетателей в 1947 году. Так как СССР чуть позже помог и Египту, Англия считает нас (и нашу военную силу) разрушителями своей «прекрасной и самой культурной» империи. И, наконец, в 1971 году разразилась индо-пакистанская война.
Индо-пакистанская война – вооружённый конфликт между Индией и Пакистаном, произошедший в декабре 1971 года. Причиной войны стало вмешательство Индии в гражданскую войну, шедшую в Восточном Пакистане. В результате боев Пакистан потерпел поражение, а Восточный Пакистан (Бангладеш) обрёл независимость. Исламская Республика Пакистан, созданная в результате раздела Британской Индии в 1947 году, состояла из двух частей — западной и восточной. Они были отдалены друг от друга более чем на 1600 км территорией Индии. В стратегическом плане такое разделение было невыгодно Пакистану. Западный и Восточный Пакистан заметно отличались друг от друга в культурном плане. Столица страны Карачи находилась в западной части страны, отсюда же происходило большинство представителей пакистанской политической элиты. В развитие восточных территорий вкладывалось намного меньше средств. Жители там говорили на языке бенгали и составляли 57 % населения, а их язык не признавался даже вторым государственным. И Восточный Пакистан восстал. Поначалу пакистанская армия встретила минимальное сопротивление. К концу весны 1971 года она заняла все города Бангладеш. Но в сельской местности появились партизаны.
Премьер-министр Индии Индира Ганди выступила в поддержку отрядов Бангладеш. Пакистанская армия оказалась не готова к ведению антипартизанской войны в условиях местности, покрытой джунглями и многочисленными реками. Располагая базовыми лагерями на территории Индии, они (партизаны) проводили успешные операции в Бангладеш и отступали через границу. Военные силы Пакистана в Бангладеш находились в безнадёжном положении. Дислоцированные здесь три дивизии были рассредоточены для ведения боевых действий против партизан, почти не имели авиационной поддержки и не могли остановить наступление трёх индийских корпусов. Пакистанское командование попыталось навязать Индии войну на два фронта и развернуло наступательные действия на западе. И тут на помощь Индии пришёл СССР. И к середине 17 декабря Пакистан проиграл, а Бангладеш стал независимым. Наша помощь тогда стала снова критически важной для выживания Индии, как и в 1947 году.
О нашем общем будущем
Не будем отрицать: естественное при нынешних обстоятельствах сближение России и Китая, объявленных Западом своими главными врагами, может в чём-то напрягать Дели. Однако индийцы, безусловно, понимают, что Москва на это идёт не для того, чтобы уязвить Индию, имеющую проблемы с Китаем и его союзником Пакистаном.
В конфронтации с Западом и развязанной им прокси-войне на Украине России нужен в лице Китая надёжный тыл, а заменить России Китай Индия в этом плане ПОКА не может. И Москва, наверное, даже бы и не хотела её подставлять (ибо пока она экономически послабее КНР. Пока, опять же). И Дели понимает: если Запад рухнет, уже растущая Индия будет демпфером возможных трений РФ и КНР. А планы строительства двух веток трансконтинентальных путей Север-ЮГ (через Иран и через Пакистан – Афганистан) делают наши связи с Индией фундаментально прочными.
Индии, с другой стороны, может быть даже выгоден союз России с Китаем, с которым она сама состоит в некоторых международных организациях. В Нью-Дели не сомневаются в дружеских чувствах России и заинтересованности нашей страны в дальнейшем развитии отношений, там могут быть уверены, что Москва будет положительно влиять на своего китайского союзника в том, что касается его отношений с Индией. Никто не будет разбрасываться уходящими корнями глубоко в историю «особо привилегированными российско-индийскими отношениями, российско-индийским стратегическим партнёрством».
В Индии любят и ценят таких деятелей русской культуры, как художника Василия Верещагина, писателя Льва Толстого (любой образованный индиец знает и гордится, что Махатма Ганди переписывался со Львом Толстым и во многом считал его своим учителем), художника, философа и общественного деятеля Николая Рериха. Правильно было бы рассматривать сотрудничество России и Индии в духовной сфере как взаимодействие в области традиционной культуры. Традиционалисты разных стран и народов всегда быстрее договорятся друг с другом.
Тем более что у Индии есть свой способ, с одной стороны, сохранить лицо перед наглыми требованиями Запада сворачивать сотрудничество с Россией, а с другой, – даже укрепить свои позиции в мире. Дело в том, что противостояние Москвы и Пекина с Западом повышает роль Индии как лидера движения неприсоединения, существование которого выгодно России и Китаю.
Потому что многие обладающие частичным суверенитетом страны, заинтересованные в сотрудничестве с обоими лагерями, не захотят однозначно связать себя с одним из них и будут заинтересованы в стране-лидере, которая позволит всем неприсоединившимся странам сохранить свободу действий. Поскольку поодиночке Запад поставит их на колени.
Всё это внушает уверенность, что основанные на взаимном уважении отношения России и Индии достойно переживут крах однополярного мира Запада. Ибо, подводя итог историческим связям и особенностям индуистской ментальности, можно заметить на года вперёд, потенциально Индия является более надёжным плечом для нас, чем КНР. И нам они доверяют больше, чем Китай. Если для нас Китай друг – попутчик, а в дальнейшем – торговый и экономический партнёр… то с Индией наши связи и фундаментальнее, и сердечнее. А значит – надёжнее и прочнее.
Автор: Шляхторов Алексей
Источник: Газета «Танкоград», г. Челябинск, главный редактор Сергей Алабжин Книга Алексея Шляхторова здесь