Найти тему
††Ищущи醆

Град Обреченный. Стругацкий Аркадий, Стругацкий Борис.



Аннотация:
Одна из самых загадочных книг братьев Стругацких, жанр и цели которой каждый читатель определяет для себя по-своему. Философская притча? Антиутопия? Роман взросления?
Главный герой, Андрей Воронин, попадает в Город, где действует всеобщее право на разнообразный труд. Он пробует себя в разных профессиях и оказывается в сложных, подчас противоречивых жизненных ситуациях. В чем же состоит предназначение загадочного Городского Эксперимента, сталкивающего друг с другом людей, выдернутых из разных временных пластов?
Или это тот случай, когда правильная постановка вопроса гораздо важнее ответа?
______________________________________________

Каждый день взгляд обходит пустые дома
И похожие на мавзолеи дома.
Ни намёка на жизнь -
Здесь повсюду царит бесконечная летаргия.

Здесь в глазах пустота,
А в груди колкий лёд.
Здесь забыли о том,
Что такое полёт.


Этот мир холодит,
Как могильный гранит,
Но ведь есть и другие...


Всем привет, друзья! С вами Ищущий, и мы ищем хорошие книги : )

Сегодня я хотел бы поделиться с вами впечатлениями после прочтения произведения "град обреченный", который даже сейчас заставляет читателей возвращаться к нему снова и снова. Не знаю была ли у автором задумка сделать эту историю бессмертной, или это просто случайность, но братья Стругацкие действительно смогли создать философскую притчу с политическим контекстом, которую можно трактовать разно, в зависимости от того, что конкретный читатель ищет там на этот раз.

Сужу по себе - я перечитывал роман раз 6, и каждый раз у меня новое видение смысла. Не в том плане, что я переосмысливаю произведение ЦЕЛИКОМ, но мне начинает казаться, что авторы вложили сюда в большей степени ту или иную идею, которая ранее мне казалась незначительной. А после прочтения их дневником и заметок и вовсе случилось полное переосмысление романа, и мне даже пришлось перечитывать книгу в очередной раз. Чтобы новые перспективы и восприятие сюжета могли лечь на немного подзабытую картинку.

И я вас уверяю, что я еще неоднократно вернусь сюда снова. Это одна из бессменных книг в моей библиотеке, к которой я возвращаюсь. Иногда несколько раз в год, потом могу забыть про историю на несколько лет, чтобы случайный взгляд на полку вызвал целый шорох воспоминаний : )

А потому пришло время для очередного, на текущий момент самого вдумчиво анализа произведения, которое преследует меня с самого детства - впервые я познакомился с историей (если быть более точным, то только попытался, так как на тот момент роман показался мне откровенно скучным и непонятным) в школьные годы. И вернулся сюда снова уже значительно позже, во время заключительных студенческих сессий, когда диплом был уже не горами, и нужно было думать о будущее профессии, а не о том, какую книгу выбрать на почитать вечерком.

Я вообще любитель братьев Стругацких, и их манеры изложения "письма". А эта книга и вовсе одна из тех, которая оставляет след в душе человек. Ты откладываешь ее в сторону, вдыхаешь привычный вкус воздуха в своей квартире. И понимаешь, что ты уже не тот. Что странная история, в которой очень много образов и аллегорий, понятных до конца лишь авторам невольно заставила тебя как то иначе посмотреть на вещи, и окружающую тебя реальность. И что это теперь с тобой навсегда.

Ты перезапустился, и воспринимаешь мир немного... иначе. И складывается ощущение, что вот-вот появится Наставник, который устало улыбнется, поздравит с очередным уровнем продвижения. Дескать, молодец, а теперь давай дальше, на новый уровень. Ты созрел и готов. Нужно двигаться дальше. Оставь все нажитое тут, и пошли. Прощаться необязательно, потому что негоже оглядываться на то, что уже является прошлым.

Ну или как-то так.

Я считаю, что эту историю не стоит рассматривать в привычном понимании. То есть тут есть некий центральный сюжет, который ведет нас на протяжении всех частей романа, но в тоже время это не самое важное. А главное тут - попытка показать как меняются люди и их убеждения в зависимости от влияния среды или других убеждений. Где-то об этом говорится прямо через уста самих персонажей. Например, в третьей части Андрей ворчит на тему того, что его просят возглавить экспедицию и отправиться куда-то за край мира.

Если бы он был помоложе, то первым бы вызвался сам. А теперь у него статус, брюшко, и желание сидеть в своем комфортном доме. Иначе какой смысл было обустраивать свою жизнь, чтобы затем все бросить и вновь мчаться вперед куда глаза глядят? Нееет. На такое он не подписывался. Увольте, и найдите кого-нибудь более быстрого на подъем. У кого нет обязательств перед народом, собственным домом. И кто может себе позволить быть перекати-поле, так как его ничего и никто не держит.

Этот момент очень хорошо обыгран, и в целом показывают нам эволюцию и изменение персонажей. Просто здесь оно наиболее ярко выражено, в то время как другие персонажи меняются не так открыто и радикально, как это может показаться на первый взгляд. Ну и моя любимая фраза о том, что "эксперимент есть эксперимент. Он должен продолжаться". При первых нескольких погружений в предложенный Стругацкими мир я её недолюбливал. Не понимал. Она меня раздражала, и казалась излишне пафосной.

А теперь я смотрю на неё, и понимаю, что экспериментом можно считать и считывание идей и концепта нового поколения читателей. Потому что история романа циклична, она не может измениться больше. Все, что в ней происходит, уже написано и придумано авторами. А вот мы, читатели, можем измениться. Как и наше отношение к тексту. Его восприятие. Ведь это тоже можно назвать своего рода экспериментом, который писатели ведут над нами. Даже после того, как они перестанут существовать, этот роман останется в истории отечественной литературы.

И что-то мне кажется, что он еще долгие годы будет востребованным на книжных полках. Уж больно философской и аллегоричной получилась эта байка про то, как система и жизненные ценности могут изменить человека, перестроить его "базу" и подменить в нем практически все. Причем настолько естественно и ловко, что он даже не заметит в себе этих перемен. И будет считать, что он всегда именно так думал и рассуждал.

"Град обреченный" - интересный и необычный проект Стругацких, который как никакой другой подходит для поиска глубинного смысла, который в нем обязательно найдут читатели, если у них будет такая задача. Потому что слишком многогранен этот текст, и здесь нет единой центральной идеи. Точнее, она размывается и разбивается о десятки и сотни других вопросов с подковыркой, которые писатели задают сами себе, и предлагают нам поломать над ними голову.

Так что добро пожаловать в таинственный эксперимент, друзья. С Наставниками, которые помогают человеку принимать правильные решения, и не оступиться перед бездной, которая постоянно будет напоминать о себе. Ведь так легко пасть туда, откуда человек пытается выползти на свет. И вместо того, чтобы протянуть ему руку помощи, его скорее будут отталкивать, а то и пытаться сбросить обратно вниз. А оттуда будут тянуться руки, чтобы затянуть человека обратно.

Потому что не надо выделяться из толпы. Нужно быть частью системы. Быть как все. И никак иначе!


Эксперимент есть эксперимент. Он должен вестись, несмотря ни на что. Даже вопреки здравой логике. Даже если мир остановится вместе со временем, Он должен продолжаться. Такова установка, и таков путь горстки людей, которые оказались в странном городе, напоминающим собой некий аквариум с искусственным солнцем, которое выключают и включат строго по отведенному времени. Чтобы сделать разделение дня и ночи.

Что тут происходит?

А никто толком не знает. В этом и смысл эксперимента. Некие неведомые Наставники предлагают людям поучаствовать в важном эксперименте, который должен помочь в развитии человечества и дать ему толчок вперед. К новым экономическим, философским и моральным вершинам. Иначе говоря, помочь людям ответить на извечные вопросы о том, есть ли Бог, в чем смысл жизни, и как добиться бессмертия. Потому что на меньшее мы не согласны. Если нам подавать ответы на тайны, то только на такие.

Исключительно с согласия людей они оказываются здесь, в странном городе. Который существует по своим собственным правилам. Например, тут странная путаница со временем, так как здесь уживаются одновременно люди с разных временных интервалов. Например, местный немец (один из главных второстепенных персонажей) попал сюда в самый разгар Великой Отечественной Войны. А вот Андрей и многие другие советские люди очутились здесь уже после победы СССР над Третьим Рейхом.

Как это происходит? По какому принципу отбираются люди из разных временных эпох, которые оказываются здесь? Непонятно. И собственно, где это здесь? В городе? А где находится это поселение? В какой стране, или на какой планете? (если уж начать фантазировать, то почему бы не брать настолько смелые предположения о могуществе и возможности Наставников, которые и приводят сюда людей? Да, с их согласия, но без неведомых учителей никто бы не смог оказаться в городе).

На каком языке они разговаривают? Каждый из них уверен в том, что они говорят на своем родном языке. Японец удивляется тому, как легко и естественно его русские друзья научился говорить на его родном наречии. Андрей свято убежден в том, что они все говорят на русском языке, и так с каждым персонажем и жителем города. Удивительно, не правда ли? И все это лишь малая часть загадок, на которые нам никто не даст прямых ответов. Даже намеков на них.

Все объясняется очень простой фразой, к которой со временем вы привыкнете вместе с героями странных приключений: "эксперимент есть эксперимент". Более внятного ответа никто вам не даст. Можно бесноваться, истерично кричать или требовать более уважительного отношения к себе, но местные Наставники будут глухи к подобному поведению своих подопечных. Максимум, что они могут сделать, так это напомнить о том, что они никого насильно сюда не звали, и что все были предупреждены о том, что условия проживания в безымянном городе будут немного отличаться от их привычного существования.

Так что придется оставить истерики в стороне, засучить рукава, и пытаться разобраться в происходящем.

Потому что сейчас у наших персонажей есть насущные проблемы, которые никто за них не решит кроме них самих. Таинственные Наставники ведут себя очень странно, и никогда не вмешиваются прямо в происходящее в их проекте. Люди должны добиться всего сами - построить правильное социальное общество, наладить связь и поставку еды, разобраться с криминальными элементами, которые неведомым образом смогли просочиться сюда. И многое другое.

Потому что эксперимент есть эксперимент (если на этом моменте у вас еще не начался дергаться глаз, то я могу вас поздравить - вы начали вникать в суть произведения!), и никто его не сможет выполнить кроме непосредственных участников. Так что все в их руках, и они сами должны решать что и как им делать. Как поступать в том или ином случае, какой вердикт выносить виновникам, и многое другое.

Наблюдать за таким искусственным построением общества было достаточно любопытно и занятно : )

А потом начинаются те самые каверзные вопросы и ситуации, про которые я упоминал выше. Кстати говоря, работа является весьма поздней, и я очень удивлен, что она смогла пройти цензуру и выйти еще при советской власти в свет. Потому что здесь к власти в городе приходят элементы, очень далекие от коммунистических идей, которые должны были быть всегда на первом месте. Я объясняю это тем, что "эксперимент есть эксперимент" : ))) И что цензорам тоже интересно было посмотреть на реакцию публики, которая явно не ожидала такой многогранной философской притчи.

Если попытаться рассказать о сюжете тезисно, то я могу выделить следующие "уровни" произведения (избегая спойлеров, разумеется):

- герои книги принимают участие в неком эксперименте, которые поставлен над современным обществом с целью изучения его реакции на разные явления или изменения. То есть кто и каким образом будет себя вести в критической ситуации. Кому это надо и кем являются таинственные Наставники нам не сообщают. Можно только строить предположения.

- персонажи романа проходят постоянную эволюции самих себя как личностей. Если вначале Андрей робкий и неуверенный мусорщик, который боится повысить голос, то к концу его путешествий это уверенный в себе начальник, который приказывает подчиненным без грани сомнения в том, что его приказ будет выполнен. А как иначе? Ведь он руководитель, его слово закон!

- в книге встречаются аллюзии и отсылки на разные религиозные и философские произведения или летописи. Иногда ради погружения в сюжет авторы додумывают то, чего нет в оригинальном источнике. Например, тут будет некий дом как олицетворение и образ совести. Он странный и своеобразный, и вокруг него будет построена целая сюжетная линия. И один из персонаж говорит о том, что этот дом якобы упоминается в Библии (на самом деле нет, но в этом и кроется изюминка, что братья расширяют оригинальные тексты ради погружения читателя в их проект).

- если вы не сможете уловить здесь некую центральную сюжетную линию, то не стоит переживать. Я могу смело сказать, что её на самом деле нет. Но в тоже время она четко прослеживается на страницах всего текста. Просто кто-то обратит внимание именно на разные части единой картины, и будет прав в том, что они играют важную роль показа изменений персонажей. Что и можно назвать центральной идеей романа. Но будут правы и те, кто скажут, что нужно смотреть на историю с глобальной точки зрения, не обращая внимания на частные сюжетные линии.

Именно этим мне и нравится "град обреченный". Что каждый раз он удивляет чем-то новым. Открывает в себе те грани, которые я ранее не замечал. И да, это ТО САМОЕ произведение, в котором поиск глубокого смысла не только полезен, но и необходим. Ведь даже сами писатели в своих комментариях и письмах писали о том, что у них не было задачи раскрыть суть таинственного эксперимента, рассказать о том, кем на самом деле являются Наставники.

Они хотели создать абстрактные и необычные условия, искусственную систему, которая несмотря на внешний идеализм, на самом деле будет весьма громоздкой и неудобной для жизни людей. Которые будут вынуждены думать над тем, как изменить текущие правила игры, и переписать их таким образом, чтобы было комфортно ИМ, а не условным кому-то еще, кто наблюдает за ними... Сверху? Со стороны? А может быть снизу?

Если вы увидите здесь какие-то религиозные мотивы (тут будет упомянут персонаж, который уверен в том, что они находятся в Аду), то вы будете правы. Если вы предположите, что людей похитили представители других цивилизаций (те же странники из других произведений Стругацких), то вы СНОВА будете правы. Потому что именно вы как читатель наполняете текс смыслом и идеями, которые здесь нужны только как материал, который вам предлагают для изучения и выводов.

Никто не ответит вам прямо о том, что на самом деле тут происходит. Где находится город, почему тут искусственное солнце, и как так оказалось, что в несколько десятках километров от них существуют руины другого поселения, в котором ходят статуи!

Только туманные намеки, только догадки и необходимость додумывать все самим. При все при этом любимый мной авторский стиль и манера подачи, которую невозможно спутать с другими писателями. Я действительно считаю "град обреченный" одной из лучших работ братьев, которая стоит обособленно от их остальных проектов, и которая должна проходиться в институте в рамках какой-нибудь предмета. Изучают же, в конце концов, даже в рамках философии избранные главы из "братья Карамазовы". Чем это история хуже?

Да здесь смысла, пожалуй, будет больше, чем во всей современной литературе : )

Так что читайте, друзья. Пробуйте, изучайте, анализируйте. И приятного вам погружения.

Пять баллов из пяти

Фэнтези
6588 интересуются