В выходные мы с дочкой посетили столицу нашей Родины. Побывали в нескольких местах, в конце нашей поездки посетили ВДНХ. Я и раньше тут была, но никогда не задумывалась: а где ж знаменитая скульптура Веры Мухиной? Почему она установлена не с центрального входа ВДНХ?
Т.к. дочка у меня художница и ей очень хотелось увидеть знаменитую скульптуру, мы отправились ее искать. И нашли, только на подъездной аллее к Северной входной группе московского экспозиционного центра. Вот так-то.
Итак, когда, кто и при каких обстоятельствах родилась эта скульптура?
Памятник «Рабочий и колхозница» был создан в 1937 году.
Скульптура была предназначена для Всемирной выставки, которая проходила с 25 мая по 25 ноября 1937 года в Париже. Девизом выставки стал лозунг: «Искусство и техника в современной жизни».
Авторов проекта выбирали по итогам всесоюзного конкурса. Концепция принадлежала архитектору Борису Михайловичу Иофану, а реализация — Вере Игнатьевной Мухиной.
Собирали скульптуру на заводе в Москве примерно 3,5 месяца, после чего монумент разделили на 65 частей и на 28 железнодорожных вагонах доставили в Париж, но даже такого разделения оказалось не достаточно, т.к. некоторые детали не проходили в тоннели, и приходилось еще разрезать.
После окончания выставки скульптуру перевезли на ВСХВ (сейчас — ВДНХ).
По первоначальному замыслу рабочий и колхозница должны были быть обнаженными — как и их прообраз, древнегреческая скульптура «Тираноборцы» (5 век до нашей эры; считается одним из символов афинской демократии).
Но приемная комиссия велела фигуры «одеть». Так появился шарф, который держит колхозница, — изначально это была прикрывающая тела драпировка.
Каркас будущей композиции изготавливали на московском предприятии «Стальмост», обшивку (листы стали, из которых и состоит памятник) — в цехах столичного завода НИИ машиностроения. Прототипом «колхозницы» стала служившая в то время телефонисткой в НКВД Анна Богоявленская. Для «рабочего» позировали два человека: танцор Игорь Басенко (с него лепили тело) и строитель Сергей Каснер (он «подарил» скульптуре свое лицо, поскольку анфас танцовщика был недостаточно пролетарским).
Высота скульптуры — 24,5 метра, павильона-постамента — 34,5 метра. Общий вес каркаса — 185 тонн.
В 1970-х хотели было переместить скульптуру на стрелку недалеко от Дома художника на Крымском валу. Но не стали: монумент к тому времени обветшал и мог не перенести переезда. Памятник оставили на своем месте.
Здание павильона по проекту Иофана, установленное в Париже было облицовано самаркандским мрамором. Справа и слева стояли пилоны, по бокам которых были горельефы, изображающие ролевые сцены из жизни союзных республик, а на передних поверхностях — композиции на общую тему.
Скульптурная группа «Рабочий и колхозница», выполненная Мухиной из нержавеющей стали, символизировала победу союза рабочих и крестьян и достижения социалистической индустриализации начала XX века.
Советский павильон собрал 270 наград, в том числе 95 гран-при, и больше полусотни дипломов.
«Рабочий и колхозница» получили массу восторженных отзывов от европейской прессы. Композицией восхищались художник Пабло Пикассо, писатель Ромен Роллан, поэт Луи Арагон.
С момента возвращения скульптуры с выставки прошло уже очень много времени. Памятник постепенно ветшал. Реставрировать памятник решили после распада СССР — в 2003 году. Работы шли с переменным успехом и были завершены только в 2009 году.
Обновленную и очищенную скульптуру установили на новый павильон длиной 66 метров и высотой 34,5 метра — частичную копию проекта Бориса Иофана. На фасаде установлен герб, созданный в 1937 году для парижской выставки.
В 2010 году в павильоне начал работу музейно-выставочный центр «Рабочий и колхозница». В настоящее время здесь проходят выставки, лекции, встречи.
Скульптура «Рабочий и колхозница» — официальная эмблема советской и российской киностудии «Мосфильм». Официально она стала символом в 1948 году, однако впервые изображение монумента появилось в фильме «Подкидыш» 1939 года.
#рабочийиколхозница
#скульптураверымухиной
#скульптурарабочийиколхозница