Lotte-Pulewka-Straße, Улица Лотте Пулёвка. Потсдам, земля Бранденбург.
В современном Потсдаме есть улица, которая носит имя Лотте Пулёвка. Немного загадочное название. Хотя всё просто. Лотте – это краткое от Шарлотта, а Пулёвка – это фамилия.
Улица названа в честь женщины, прожившей яркую жизнь. Были в ней уральские озёра и казахские степи, праздничные речи и скорбные дни. Спасение из тюремного заключения Вильгельма Пика, в будущем первого и единственного президента ГДР. Были в жизни Лотте Пулёвка и страницы, связанные с Челябинском.
Лотте, а полное имя Шарлотта, родилась 16 июля 1893 года в городе Эльбинге (Восточная Пруссия) в семье фармацевта. Первоначально посещала лицей, затем продолжила образование в педагогических колледжах в Кенигсберге и Потсдаме, где получила квалификацию учителя ремесленного училища. Все приобретенные навыки впоследствии очень пригодились Лотте в Челябинске. Лотте увлеклась марксистским студенческим движением и в 1912 году вступила в СДПГ (Социал-демократическую партию Германии). Затем была молодежная организация «Спартак», где создателем был Вильгельм Пик, и коммунистическая партия. В дальнейшем жизнь сводила её со многими деятелями революционного движения в Германии, и в том числе с Розой Люксембург. Побывала Клара в тюремном заключении, проживала нелегально в Берлине, участвовала в создании Баварской советской республики, вела очень активную революционную жизнь. Приходилось постоянно скрываться от полиции, и приказ эмигрировать в Советскую Россию для организации помощи детской колонии поступил от Межрабпома как раз вовремя. С 1922 по 1924 год Лотте возглавляла детскую трудовую колонию имени Карла Либкнехта и Розы Люксембург на озере Смолино.
Вы читаете продолжение. Начало здесь
Перед поездкой Лотте поручили организовать сбор средств в помощь голодающим. Она сама ходила с тачкой по домам, просила, требовала. Рабочие Германии собирали все необходимое для детей: одежду, белье, посуду и даже швейные и стиральные машинки. Приехав в Челябинск, Лотте привезла с собой много необычных для детей, да и для воспитателей вещей. С удивлением и восторгом описывают воспитанники колонии стиральные машины, нагревающиеся утюги, двухъярусные кровати, красивые чашки. На чашке рисунок и фраза из сказки, а на блюдце продолжение. Удобная, красивая одежда, материалы для рукоделия, а самое главное, куклы с закрывающимися глазами, – это запомнилось на всю жизнь девочкам-колонисткам. Среди воспитанников были дети самых разных национальностей. Некоторые владели немецким языком намного лучше, чем русским. Им было легко общаться с Лотте и другими воспитателями.
Детская трудовая колония имени К. Либкнехта и Р. Люксембург
Для детской трудовой колонии в Челябинске отвели бывшие дачи богатых и известных челябинцев на озере Смолино. Это были дачи тюменского купца И.П. Колокольникова, владельца чаеразвесочной фабрики и потомственного почетного гражданина М.Н. Крашенинникова.
С дачей Крашенинникова был связан особый случай. Мальчики-колонисты начали расчищать печи в подвале дома и наткнулись на спрятанные свертки. Вызвали представителей ЧК, а в свертках оказались патроны, бомбы, фарфоровая посуда и много бутылок с вином.
Немецкие руководители в Челябинске пунктуально фиксировали все события в истории детского дома, и потому сохранилось достаточно документов, подтверждающих подлинность этой истории.
Всего для колонии было отведено 15 домиков в 200 метрах от озера, в которых нашли приют 157 детей от 4 до 16 лет. Всех детей разбили на 2 группы. У младших – свой руководитель, у старших – Лотте.
Лотте сама ходила по городу, разыскивала беспризорных, привозила на Смолино, пыталась искать родственников. Положение в городе и области было тяжелое и часто, чтобы дети выжили, их просто подкидывали в детские дома.
С появлением на озере Смолино представителей Межрабпома у детей появились байковые и верблюжьи одеяла, у девочек по 6 платьев. Лотте сама подгоняла одежду на воспитанников, строчила на швейной машинке, перекраивала. В колонию привезли большой запас верблюжьей шерсти, из неё вязали шарфы и шапки. Дети учились, выпускали стенгазеты, проводили собрания, ставили спектакли.
Впервые колонисты стали есть вдоволь. Было налажено полноценное питание. Вместе с межрабпомовцами прибыли консервы, продукты, мука. Воспитанники и воспитатели вели жесткий контроль за расходованием продуктов.
Лотте стремилась к созданию полноценной коммуны. Коммуны с общественным трудом всех колонистов и собственным хозяйством. Так в колонии появились лошади, коровы, телята, бараны и свиньи. Лотте мечтала приобрести трактор и использовать его в работе. Через некоторое время в хозяйстве насчитывалось 25 лошадей, 11 дойных коров, 5 телят, 18 быков, 23 овцы, 30 свиней.
Несмотря на то, что колония имела статус иностранной организации, Лотте удалось добиться разрешения на получение земли под посевы в Еткульском районе и сельскохозяйственной спецтехники. Руководил сельхозработами казак-фронтовик. Под его руководством колонисты учились сеять, жать, самостоятельно вести хозяйство. Уже через несколько месяцев в колонии заработали мастерские: швейная, сапожная, столярная. Не зря Лотте осваивала профессию преподавателя ремёсел. Колонистки вязали, шили. Лотте искала воспитателей и учителей по окрестным селам. Учителя геометрии пригласила из Сухомесово, где тоже находился детский дом. Приезжала на тройке с колокольчиками, такой она запомнилась учителям. Штат был большой. В детском доме работали воспитатели Мария Александровна Ордынина и Лидия Николаевна Арнольдова (Потанина).
Быстро пролетели два года. Угроза голода уже не стояла так остро и межрабпомовцы разъехались, а колонию перевели в Еткуль.
* * *
Дальнейшая судьба Лотте складывалась следующим образом. Несколько лет она была членом сельскохозяйственной коммуны «Интернационал» под Курганом. С 1927 по 1931 год работала учителем немецкого языка в Алма-Ате, а с 1931 по 1932 год возглавляла отдел приёма, увольнения и распределения рабочей силы в большом совхозе «Кок-Су». В 1932 году уехала в Москву, где преподавала немецкий язык в училище профсоюзного движения при Центральном совете профсоюзов, во Всесоюзном институте журналистов и средней школе. После нападения Германии на Советский Союз ее в 1941 году интернировали в Северный Казахстан, где Лотте, как и многие граждане немецкой национальности, работала в колхозе. В 1946 году Лотте Пулёвка вернулась в Германию, в Потсдам, где сначала работала переводчиком в провинциальном отделе КПГ Бранденбурга, а после слияния партий – в отделении округа СЕПГ в Бранденбурге. Поработала библиотекарем районного отдела СЕПГ в Потсдаме. В 1958 году Лотте вошла в районное управление пионерской организации имени Эрнста Тельмана.
Лотте Пулёвка умерла 6 ноября 1966 года. Урна с прахом захоронена в «Роще чести» в Потсдаме. В городе Гельтове (1967 г.) и в Котбусе (1970 г.) два детских дома были названы в её честь, а в Потсдаме в 1976 году – средняя школа № 41. С 1973 года в новом районе Потсдама «Центрум-Ост» существует улица, носящая ее имя.
* * *
Материалы фонда Анатолия Ивановича Александрова в Объединённом архиве Челябинской области обработала Е.Б. Рохацевич, ведущий археограф архива. Именно благодаря ее работе мы имеем возможность рассказать о событиях более чем вековой давности. («Лотте Пулёвка – волонтер из Германии, спасавшая от голода челябинских детей». Е.Б. Рохацевич, Доклад на VII конференции «Гороховские чтения», 18 ноября 2016 г.)
Автор: Красуский Виктор Источник: Газета «Танкоград», г. Челябинск, главный редактор Сергей Алабжин Начало очерка здесь
Книга "Купола Кремля" здесь Книга "Три власти" здесь и здесь Книга "Встреча с жизнью" здесь