У меня давно не было таких смешанных чувств во время и после просмотра кино. Детективный драматический триллер, который в оригинале называется "Поймать убийцу" вышел в цифровом формате в этом году. Изначально, проект назывался именно "Мизантроп" и, если честно, такое название гораздо привлекательнее звучит и подходит картине больше. Тот редкий случай, когда русскоязычное название оказывается в итоге лучше оригинального.
Написал сценарий и поставил "Мизантропа" аргентинец Дамиан Сифрон. Возможно, вы видели его "Дикие истории" - шесть безумных новелл, объединённых в один фильм, в жанре чёрной комедии. Продюсером тогда выступил сам Педро Альмодовар. "Истории" о людской ненависти и мести получили номинацию на премию "Оскар" в 2015-м как "Лучший фильм на иностранном языке". До этого постановщик занимался в основном сериалами и на то, чтобы снять ещё один фильм у Сифрона ушло почти десять лет. Результат получился... мягко говоря, странным.
"...амбиции фильма превышают его возможности".
Кинокритикесса Мария Э. Гейтс для "Rogereber.com"
Чем меня привлёк "Мизантроп"? Во-первых, кастом: в главных ролях крутой актёрский дуэт Шейлин Вудли и Бен Мендельсон; во-вторых, трейлер обещал холодную, гнетущую и мрачную атмосферу скандинавских детективных триллеров. Да, я такое люблю! В нашей жизни ведь так мало безысходности и тоски.
Начинается "Мизантроп" с того, что во время празднования Нового Года в Балтиморе умелый и безжалостный стрелок убивает 29 человек, ни разу не промахнувшись. После чего квартира, из которой вёлся огонь, взрывается. Все жертвы разного пола, возраста и расы.
По стечению обстоятельств рядом с местом происшествия оказывается женщина-полицейский Элеонор Фалько в исполнении Вудли. Она проявляет себя, как грамотный и отважный коп. Позже, когда в участок присылают высокопоставленного агента ФБР Джеффри Ламмарка (Бен Мендельсон) для раследования этого громкого дела, она снова привлекает к себе его внимание "грамотным анализом" и "составлением психологического портрета преступника".
Ламмарк, который вообще непонятно, как сделал карьеру, ведь коммуникация и взаимодействие с коллегами не его стихия, берёт героиню к себе в команду и даёт ей роль "связного" между полицией и ФБР. Вместе с третьим агентом Джеком Маккензи (Йован Адепо) они будут противостоять не только хладнокровному убийце, но и системе.
Поначалу "Мизантроп" увлекает и ты находишься в волнующем предвкушении. Видишь прекрасных актёров (Вудли к тому же выступает в качестве продюсера) и попытку эффектно снять перестрелки и движение полицейских машин с высоты птичьего полёта, но что скрывается за этим?
"Чтобы поймать убийцу нужно проникнуть в его разум" - гласит слоган фильма, хотя нам не показывают какую-то глубокую работу по выяснению психологического портрета снайпера. Акцент сделан на устройство американской правоохранительной системы и мне показалось это интересным. Получается, если дело громкое и резонансное, то давление чиновников и общества настолько велико, что не даёт следователям возможности делать свою работу. От них требуется быстрый результат, а вернее сказать "козёл отпущения", на которого можно будет повесить вину и под эту гребёнку попадает множество случайных людей.
Бонусом к этому идёт постоянная борьба между внутренними подразделениями и следователями, которые меряются "у кого полномочий больше" и перетягивают одеяло на себя. Тем временем стрелок снова убивает случайных посетителей торгового центра. Всё это выглядит, прямо скажем, не очень.
Создатели хотят подсветить нам проблемы американской правоохранительной системы - окей. Но потом они пускаются в обличение всего подряд (сексизма, недоступности психологической помощи, нивелирование настоящих ценностей в современном обществе, СМИ...) Фильм получается перегруженным и поверхностным - обо всём и ни о чём одновременно. Отдельного комментария заслуживают диалоги - странные, высокопарные, шаблонные и порой откровенно глупые.
Персонажи здесь картонные почти все, но особенно обидно за главных героев - Элеонор и Джеффри. У нас есть два интересных и очень сложных (вернее, с претензией на сложность), но абсолютно сырых персонажа. Из-за непроработанности деталей нет никакого эмоционального подключения. Правда, была какая-то попытка показать человеческое лицо Ламмарка. Он пригласил Элеонор на ужин к себе домой, но и тут не удалось раскрыть персонажей. Как зритель, ты надеешься, что главный злодей сможет тебя удивить. Спойлер: в итого оказывается... убийца просто не любит людей.
Что касается художественной составляющей, то фильм всё время пытается воссоздать атмосферу скандинавского триллера или детектива, но и это у него не выходит. Есть несколько интересных операторских решений, но они теряются на фоне злоупотребления съёмками при помощи квадрокоптера и странными планами, которые вызывают недоумение.
Я решила "проверить" свои впечатления и почитать отзывы. Удивительно, что кинокритики авторитетных американских изданий пишут то же самое. Но, если вы зайдёте в раздел рецензий на "Кинопоиске", то удивитесь после моего отзыва, что фильм многим зрителям очень даже понравился. Более того, мне встретились сравнения данной картины с "Молчанием ягнят" (да, в образе Элеонор есть слабые отголоски культовой героини Клариссы Старлинг), "Охотником за разумом" и "Настоящим детективом", с которыми "Мизантроп" и рядом не лежал.
"... (герои) при этом они демонстрируют полное отсутствие знаний в области криминальной психологии, которая, как предполагается, является их специализацией. Если этот фильм чем-то и запомнится, так это тем, что в нем закончилась "горячая пора" актёра Бена Мендельсона. Раньше по его участию можно было определить стоящий фильм. Теперь этого нет".
Кинокритикесса Элен Э Джонс для "The Guardian"
Я уже ни раз писала о том, что люблю кино именно за некую магию (или, если выражаться более призёмленно, синергию). Простое сложение хороших составляющих (талантливых актёров, большого бюджета, слаженной съёмочной группы и т.д.) вообще никак не гарантирует отличный результат. А иногда, картина получается особенной вопреки всему.
По моему мнению, первый англоязычный проект Дамиана Сифрона "Мизантроп" - кино поверхностное, плоское и совершенно необязательное к просмотру. Оно забудется практически сразу и не оставит никаких глубоких эмоций. Ну, кроме грусти от того, что работа отличных актёров и съёмочной команды дала такой невнятный результат.
Если вы хотите быть в курсе событий из мира кино, литературы и культуры, читать отзывы на фильмы, книги, то подписывайтесь на мой канал 💙Mermaid's Talks💙 Здесь я также много говорю о женских персонажах и проблемах в искусстве.
Не забывайте ставить лайк, если вам понравилась статья - это помогает в её продвижении.
Другие интересные публикации на канале: