С момента прошлой публикации из цикла «Хроники путешествий» прошло 3,5 месяца. Три с половиной классных и насыщенных месяца, но, во-первых, начатые истории нужно заканчивать, а, во-вторых, мне нравится писать эти статьи. Шаг за шагом восстанавливать пройденые точки, перебирать архивы с фотографиями, сверять расстояния по картам и освежать в памяти цифры, названия и фамилии. Так что поехали дальше. А если вы здесь впервые, то с предыдущими статьями про мое путешествие по Черногории можно ознакомиться в этой подборке. Там же можно найти истории про Армению. 🚀
…в Жабляк мы заехали уже затемно, припарковались у отеля и, наспех поужинав, отправились спать.
Мне в горах всегда спится хорошо. Не знаю причиной тому служит чистый горный воздух или насыщенные, как правило, эмоциями дни накануне, но факт остаётся фактом. Проснулись мы около 7 утра, сдали номер, загрузили весь наш нехитрый скарб в машину и отправились знакомиться с городом и искать место с хорошим кофе.
Основаный в 1870 году Жабляк - маленький город с населением меньше 2000 человек. И один из самых высоко расположенных городов на полуострове. Долгое время он давал приют караванам, проходящим по Балканам, но во время Второй Мировой войны город был полностью уничтожен, а после возродился и стал центром зимних видов спорта Черногории. И одним из центров туризма.
Город действительно небольшой, тихие узкие улицы застроены домами в 2-3 этажа, спортивными сооружениями и торговыми центрами. Уютно, не могу сказать что это обязательное к посещению место, но классная точка для остановки если вы исследуете парк Дурмитор и расположенные в окрестностях ледниковые озера.
Кофе и завтрак мы нашли в уютном кафе в паре кварталов от главной площади. И посидев на веранде чуть дольше чем было необходимо, отправились обратно к машине: в планах на сегодня было вернуться к побережью, осмотрев по пути несколько достопримечательностей.
Черное озеро
Первой точкой значилось ледниковое Црно Езеро, расположенное в 3 км от Жабляка на высоте 1416 метров. Это, пожалуй, одно из самых красивых горных озер страны. И одно из самых легкодоступных. На машине от города до входа в парк ехать всего 7 минут. Здесь машину можно оставить на парковке и еще за 10 минут дойти до берега по широкой и ухоженной тропе.
Нам повезло, на озере было безлюдно. Лишь седовласый мужчина занял лавочку с шикарными видом и задумчиво смотрел на противоположный берег. Выглядел он скорее как местный, чем как турист и мой мозг моментально написал в воображении историю про человека, десятилетиями приходящего по утрам на берег этого озера.
Озеро небольшое, площадью около половины квадратного километра, но максимальная глубина составляет 49 метров. Питается оно ледниками, поэтому вода здесь всегда холодная и очень чистая. Это спокойное место. Берега озера покрыты густым хвойным лесом, за которым на юго-западе молчаливой стеной возвышаются скалы горного массива Дурмитор. Суровая красота. Такие места часто называют «местом силы».
Каньон реки Тары
Полюбовавшись видом около получаса мы с некоторой неохотой двинулись дальше. Нашей следующей целью значился второй по глубине каньон в Европе - каньон реки Тары. Вообще это ущелье достойно отдельного путешествия: почти 80 километров река Тара проходит между горами, местами на глубине в 1300 метров. По склонам и дну каньона проложено огромное количество пеших маршрутов для любителей горного и лесного туризма. А для фанатов рафтинга на реке построили несколько кемпингов. Но у нас на это не было времени и я решил схитрить: во-первых, вдоль каньона проходит одна из федеральных трасс Черногории до Подгорицы, а во-вторых, в 20 километрах от Жабляка в 1940 году через каньон построили мост Джурджевича. И это отличный способ полюбоваться на ущелье с высоты.
Путь от Черного озера до Моста Джурджевича занял около 30 минут. Дороги в этой части страны красивые и время пролетело незаметно. Но арочный мост длинной 365 метров показался во всей красе еще до того как мы подъехали к краю ущелья. Это красивая, можно сказать ажурная, конструкция. Не знаю как у других, но мое воображение рисует именно такие сооружения при слове «мост».
Виды, открывающиеся с моста, заслуживают неторопливой прогулки, поэтому машину мы оставили на одной и парковок. Это не самая глубокая часть каньона, но река здесь полноводная и потрясающего лазурного цвета. А если добавить к пейзажу отвесные скалы и изумрудные складки гор на горизонте - я думаю вы меня поймете 🔥
Машину мы оставили у одного из местных «зип-лайн» центров. Зип-лайн - это аттракцион, представляющий собой натянутый трос. Их как правило и устраивают над каньонами или между двух горных вершин. Пассажира помещают в специальный подвес и вместе с гравитацией отправляют на противоположную сторону. Выглядит страшнее, чем есть на самом деле, но до Черногории я ни разу на них не катался. А тут почему-то захотелось.
Очередь из желающих была не большая, а виды обещали интересное приключение. Готовиться было немного волнительно, как и делать первый шаг с платформы. Но практически сразу стало понятно, что аттракцион этот не экстремальный, адреналин отошел на второй план и у меня появилось время полюбоваться знакомыми уже видами с новой точки. Все приключение заняло 30 секунд и 1500₽. Весело, но точно не американские горки.
На противоположной стороне каньона клиентов зип-лайн ждала машина, доставившая нас обратно по уже знакомому нам мосту. Время перевалило за полдень, а это значит, что пора двигаться дальше. Ночевать мы планировали в Будве, а это 200 километров и почти три часа дороги. Не считая еще пары запланированных остановок.
Как я говорил выше, половина маршрута пролегала вдоль каньона реки Тары - это красивые места и сосчитать сколько раз мы останавливались для того чтобы насладиться видами, я не возьмусь. Но много. И как и вчера, пока мы были в горах, встречных и попутных машин на трассе почти не было. Классная дорога.
Соколиная гора
Еще одной запланированной точкой на нашем маршруте была смотровая площадка «Соколиная гора» в нескольких километрах от границы с Албанией. Горная часть маршрута осталась позади и движение стало заметно плотнее. Узкие дороги в две полосы наполнились фурами и туристическими автобусами, но несмотря на это, навигатор уверял что на месте мы будем за час до заката. То что нужно.
Примерно в 30 километрах от Подгорицы мы свернули в сторону Албанской границы, дорога вновь пошла вверх, а другие машины исчезли. Природа здесь заметно отличалась от того что мы видели утром: редкие кусты не могли прикрыть песочную почву и ветер с удовольствием трехлетнего ребенка поднимал в небо клубы пыли. Да и асфальт здесь был заметно хуже. Благо ехать оставалось всего минут 7.
В итоге дорога привела нас к кемпингу. Видимо дальше пешком. Припарковавшись, мы двинулись вглубь лагеря в сторону гор. И… уперлись в заграждение из колючей проволоки, перекрывшее тропу. Стройные ряды забора расходились в обе стороны насколько хватало глаз, а милая красная табличка недвусмысленно гласила «проход закрыт». Пока мы пытались разобраться с картой, к нам неспешна подошел невысокий мужчина почтенных лет. На ломаном английском и без намека на гостеприимство он объяснил нам что сейчас проход закрыт, приезжайте через 2 недели. Объяснить почему именно через 2 у него уже не получилось. А перепрыгивать через колючую проволоку в паре километров от государственной границы не в моих правилах 😅 Пришлось разворачиваться.
До Будвы нам оставалась еще около 100 километров. Путь занял чуть больше 2,5 часов и прошел за ленивой беседой о впечатлениях двух прошедших дней. Благо маршрут получился действительно насыщенным на красивые и интересные места.
Буквально в 10-15 километрах до побережья, дорога резко пошла вниз и извилистым серпантином заструилась по склонам. Будва то появлялась на гарнизоне, гостеприимно переливаясь огнями улиц, то скрывалась за очередным холмом. Красивый участок, но требующий почтительного отношения к тормозам автомобиля. Оказаться на серпантине с перегретыми тормозными механизмами - приключение покруче зип-лайна. И гораздо более опасное. Торопиться не хотелось.
В город мы снова въехали уже в темноте и сразу направились в сторону отеля. Сил осталось только на душ. Ужин же решили отложить на утро и совместить его с осмотром города. Уснул я составляя список достопримечательностей поблизости…
Хорошего вечера и увидимся очень скоро! 🚀