Найти тему
162,9K подписчиков

«Дай им почувствовать свой кулак»: что жена писала Николаю II за день до начала революции

166 прочитали

Наследник престола Николай и принцесса Алиса Гессен-Дармштадтская, которую цесаревич ласково называл «Аликс», познакомились в 1884 году: ему было 16 лет, а ей — всего 12. Это была любовь с первого взгляда, которая продлилась до самой смерти (к сожалению, трагической). Ради избранника дочь британской королевы Виктории приняла православие и стала Александрой Федоровной — верной спутницей правителя, на долю которого выпало немало испытаний. Их переписка, полная искренней привязанности друг к другу, приоткрывает завесу тайны и дает возможность взглянуть на события с иной стороны — той, где вместо исторических личностей из «Википедии» можно увидеть простых людей. Вот, что императрица писала любимому за день до начала февральской революции.

Семья Николая II
Семья Николая II

Царское Село. 22 февраля 1917 г.

Мой драгоценный! С тоской и глубокой тревогой я отпустила тебя одного без нашего милого, нежного Бэби (цесаревича Алексея — «Правила жизни»). Какое ужасное время мы теперь переживаем! Еще тяжелее переносить его в разлуке — нельзя приласкать тебя, когда ты выглядишь таким усталым, измученным. Бог послал тебе воистину страшно тяжелый крест. Мне так страстно хотелось бы помочь тебе нести это бремя! Ты мужественен и терпелив — я всей душой чувствую и страдаю с тобой, гораздо больше, чем могу выразить словами. Что я могу сделать? Только молиться и молиться! Наш дорогой Друг (Григорий Распутин — «Правила жизни») в ином мире тоже молится за тебя — так Он еще ближе к нам. Но все же как хочется услышать Его утешающий и ободряющий голос!

Григорий Распутин
Григорий Распутин

Бог поможет, я верю, и ниспошлет великую награду за все, что ты терпишь. Но как долго еще ждать! Кажется, дела поправляются. Только, дорогой, будь тверд, покажи властную руку, вот что надо русским! Ты никогда не упускал случая показать любовь и доброту, — дай им теперь почувствовать порой свой кулак. Они сами просят этого —сколь многие недавно говорили мне: «нам нужен кнут». Это странно, но такова славянская натура — величайшая твердость, жестокость даже — и горячая любовь. Они должны научиться бояться тебя — любви одной мало. Ребенок, обожающий своего отца, все же должен бояться разгневать, огорчить или ослушаться его! Надо играть поводами: ослабить их, подтянуть, но пусть всегда чувствуется власт­ная рука. Тогда доброта больше будет цениться, мягкость одну они не понимают. Удивительны людские сердца!

Февральская революция 1917 года
Февральская революция 1917 года

Надеюсь, что ты очень скоро сможешь вернуться. Это во мне говорит не одно только эгоистическое желание. Я знаю слишком хорошо, как «ревущие толпы» ведут себя, когда ты близко. Они еще боятся тебя и должны бояться еще больше, так что, где бы ты ни был, их должен охватывать все тот же трепет. И для министров ты тоже такая сила и руководитель! Вернись скорее — ты видишь, я прошу тебя не за себя и даже не ради Бэби — об этом ты сам всегда помнишь. Я понимаю, куда призывает долг, — как раз теперь ты гораздо нужнее здесь, чем там. Твоя жена — твой оплот — неизменно на страже в тылу. Правда, она немного может сделать, но все хорошие люди знают, что она всегда твоя стойкая опора.

Николай II с женой Александрой Федоровной
Николай II с женой Александрой Федоровной

Глаза мои болят от слез. Со станции я поеду прямо к Знаменью — именно потому, что бывала с тобой там раньше, это успокоит и укрепит меня, и я помолюсь за тебя, мой ангел. О, боже, как я люблю тебя! Все больше и больше, глубоко, как море, с безмерной нежностью. Да хранят тебя светлые ангелы, Христос да будет с тобой, и пречистая дева да не оставит тебя! Наш Друг поручил нас ее знамени. Благословляю тебя, крепко обнимаю и прижимаю твою усталую голову к моей груди. Чувствуй мои руки, обвивающие тебя, мои губы, нежно прижатые к твоим — вечно вместе, всегда неразлучны. Прощай, моя любовь, возвращайся скорее к твоему старому

Солнышку.

Что думаете насчет личности Александры Федоровны? Делитесь своим мнением в комментариях!