Найти тему
670 подписчиков

Суэцкий канал - источник дохода, головной боли и братская могила

142 прочитали
Суэцкий канал (фото из открытых источников)
Суэцкий канал (фото из открытых источников)

Для Египта строительство и использование Суэцкого канала всегда было крайне привлекательным мероприятием, да так, что над созданием и использованием такого сооружения трудились еще древнеегипетские фараоны.

В настоящее время Суэцкий канал составляет один из основных пунктов пополнения бюджета Арабской Республики Египет и не будь его, то экономика страны под гнетом революций, кризисов и пандемий давно бы посыпалась, словно карточный домик.

Однако под Египет уже некоторое время довольно активно "копает" его беспокойный во всех отношениях сосед - Израиль, который вознамерился окончательно вытравить несчастных палестинцев из Газы и построить свой канал из Эйлата к Средиземному морю, чтобы Египту составить конкуренцию и оттянуть значительные денежные вливания в бюджет на себя.

Но, пожалуй, пройдемся по истории создания Суэцкого канала, чтобы составить представление, почему это не просто источник дохода, который, кстати, изначально у Египта хотела отобрать Европа, но и серьезная головная боль и братская могила египтян.

1. Античный период:

Изначально Суэцкий канал носил гордое имя - Канал Фараонов и был прорыт еще во 2 тысячелетии до нашей эры. Соединял он реку Нил с Красным морем, а сам Нил впадал в Средиземное море.

Канал проходил с запада на восток, через вади Тумилат, и служил для беспрепятственной торговли с Пунтом. Аристотель в своей "Метеорологике" сообщает, что первым строителем канала считается Сесострис. Сесострис — это собирательный образ египетских фараонов, часто отождествляемый с Рамзесом II (XIII век до н. э.) или Сенусертом III (XIX век до н. э.).

Далее восстановлением канала занимались Рамзес II и Нехо II, причем, как указывал Геродот, Нехо II (610-595 до н. э.) начал строить канал от Нила до Красного моря, но не закончил его.

Канал был достроен около 500 года до нашей эры царём Дарием Первым, персидским покорителем Египта.

В III веке до н. э. канал привёл в судоходное состояние Птолемей II Филадельф (285-247). Начинался он несколько выше по течению Нила, чем прежний канал, в районе Факуссы. Не исключено, впрочем, что при Птолемее был расчищен, углублён и продолжен до моря старый канал, снабжавший земли вади Тумилат пресной водой. Фарватер был достаточно широк - в нём могли свободно разойтись две триремы.

Император Траян (98-117) углубил канал и увеличил его судоходность. Канал был известен под названием «река Траяна», он обеспечивал судоходство, но затем вновь был заброшен.

После арабского завоевания Египта в 642 году канал был восстановлен. Однако, в 776 году по приказу халифа Мансура его засыпали, чтобы не уводить торговые пути от центра Халифата.

Карта Египта и Аравии 17 века (открытые источники)
Карта Египта и Аравии 17 века (открытые источники)

В 1569 году по приказу великого визиря Османской империи Мехмеда Соколлу разрабатывался план восстановления канала, но он не был осуществлён.

2. Стройки века, огромные затраты, войны и политика - все то, что предшествовало наполнению казны современного Египта:

Следующим, кто задумал вернуть канал и наполнить этим свои карманы и бюджет своей страны золотишком, был Наполеон Бонапарт. В представлении сея заносчивая, низкорослая, амбициозная и, безусловно, талантливая личность не нуждается, а поэтому давайте-ка посмотрим, что за мысль созрела в те времена под его треуголкой.

Занесло Наполеона в Египет в 1798 году. Полюбовался он Сфинксом и пирамидами, по слухам, даже нос Сфинксу, зараза, отстрелил из пушки. Да и задумал древний Канал Фараонов откопать и запустить в работу, потому как работы тут чуть, пользы цельный вагон, заодно и противным англичанам с их Ост-Индской судоходной компанией нос утереть.

Однако же Наполеон, излишне веря в свою Францию и французских же ученых мужей, промахнулся с выбором инженера, изыскивающего возможность соединения Красного моря со Средиземным. Инженера того звали Лепер, который создал целую комиссию, которая, впрочем, запорола все дело, ошибочно определив, что уровень воды Красного моря на 9,9 м выше уровня воды в Средиземном море, что не позволяло бы построить канал без шлюзов.

По проекту Лепера канал должен был идти от Красного моря к Нилу частью по старому пути, пересекать Нил близ Каира и кончаться в Средиземном море близ Александрии. Достигнуть особенно значительной глубины Лепер считал невозможным, его канал был бы негоден для глубокосидящих судов.

Расходы на прорытие комиссия Лепера исчислила в 30-40 миллионов франков (это в 1798-то году, эка размахнулся!). Проект разбился не о технические или финансовые трудности, а о политические события - он был окончен только в конце 1800 года, когда Наполеон был уже в Европе и окончательно отказался от надежды завоевать Египет.

Принимая 6 декабря 1800 года доклад Лепера, он сказал: «Это великое дело, но я не в состоянии осуществить его в настоящее время, быть может, турецкое правительство возьмется когда-либо за него, создаст себе тем славу и упрочит существование Турецкой империи».

В 1841 году офицеры Великобритании, производившие изыскания на перешейке, доказали ошибочность расчётов Лепера относительно уровня воды в двух морях - расчётов, против которых уже раньше протестовали Лаплас и математик Фурье, исходя из теоретических соображений.

В 1846 году австриец генуэзского происхождения Луиджи Негрелли на основании самостоятельных изысканий выполнил свой проект, который подразумевал самостоятельное строительство канала, непосредственно соединяющего Красное и Средиземное моря, не привязываясь к притокам и каналам на реке Нил. Именно его проект в общих чертах и был поддержан французским дипломатом Фердинандом де Лессепсом.

Схема Суэцкого канала (открытые источники)
Схема Суэцкого канала (открытые источники)

В 1855 году Фердинанд де Лессепс получил согласие от Саида-паши, вице-короля Египта, на начало разработки детального проекта Суэцкого канала, которое было поручено Линану де Бельфону.

Строительство Суэцкого канала началось в 1859 году после основания компании с названием "Всеобщая компания Суэцкого канала". Египетское правительство получило 44% всех акций канала, Франция - 53% и 3% приобрели другие страны. По условиям концессии, акционерам полагалось 74% прибылей, Египту - 15%, основателям компании - 10% (интересное распределение, неправда ли?).

Её основной капитал равнялся 200 миллионам франков (в эту сумму исчислены были Лессепсом все издержки предприятия), разделённых на 400 тысяч паёв по 500 франков каждый, на значительную их часть подписался Саид-паша. Английское правительство, и во главе его Пальмерстон, опасаясь, что Суэцкий канал приведёт к освобождению Египта из-под власти Османской империи и к ослаблению или к потере господства Англии над Индией, ставило на пути к осуществлению предприятия всевозможные препятствия, но было вынуждено отступить перед энергией Лессепса, тем более, что его предприятию покровительствовали Наполеон III и Саид-паша, а потом (с 1863 году) его наследник - вали Исмаил-паша (хедив Исмаил).

Карта Египта 1900 год (открытые источники)
Карта Египта 1900 год (открытые источники)

Строительство велось под палящим солнцем, строили канал рабочие, которых предоставляло правительство Египта, вот только рабочие те привлекались к строительству в "добровольно-принудительном" порядке.

Рабочих, попросту, ловили на улицах и доставляли к месту строительства, давали в руки кирку и пинка для ускорения. С водой и едой были проблемы, жара, недоедание и изнурительная работа обуславливали высокую смертность среди рабочих, впрочем, Всеобщей компании Суэцкого канала это было мало интересно, ибо, как они считали, египтян не стоит считать, они просто расходный материал.

Всего, по официальным данным, при строительстве канала погибло около 1000 египтян, хотя встречаются и более удручающие цифры, и это при том, что в те времена население Египта составляло всего 4 миллиона человек и периодически сильно сокращалось от накатывающих волн чумы.

200 миллионов франков, определённых по первоначальному проекту Лессепса, скоро закончились, в особенности вследствие громадных трат на подкупы при дворах Саида и Исмаила, на широкую рекламу в Европе, на расходы по представительству самого Лессепса и других воротил компании. Пришлось сделать новый облигационный заем в 166 666 500 франков, потом другие, так что общая стоимость канала к 1872 году достигла 475 миллионов (к 1892 году - 576 миллионов). В шестилетний срок, в который Лессепс обещал закончить работы, построить канал не удалось. Земляные работы проводились с использованием принудительного труда бедных слоёв населения Египта (на первых этапах) и заняли 11 лет.

Канал официально открылся для судоходства 17 ноября 1869 года. Право на эксплуатацию канала, согласно условиям концессии, передавалось «Всеобщей компании Суэцкого канала» на 99 лет, то есть до 17 ноября 1968 года.

Канал оказал немедленное и неоценимое влияние на мировую торговлю. Шестью месяцами ранее в США была введена в действие Первая трансконтинентальная железная дорога, и весь мир можно было теперь обогнуть в рекордные сроки. Канал сыграл важную роль в экспансии и дальнейшей колонизации Африки. Внешние долги вынудили Исмаила Пашу, сменившего Саида Пашу, продать в 1875 году свою долю пая в канале Великобритании.

«Всеобщая компания Суэцкого канала» по существу стала англо-французским предприятием, Египет был отстранён и от управления каналом, и от прибылей. Фактическим хозяином канала стала Англия. Это положение ещё более укрепилось после того, как она оккупировала Египет в 1882 году. Представители Египта в состав Административного совета компании Суэцкого канала были введены лишь в 1937 году.

26 июля 1956 года президент Египта Гамаль Абдель Насер национализировал канал. Это привело к вторжению британских, французских и израильских войск и началу недельной Суэцкой войны 1956 года. Канал был частично разрушен, египтяне заблокировали его, затопив 47 различных кораблей, в итоге судоходство было закрыто до 24 апреля 1957 года, пока канал не был расчищен с помощью ООН.

После Шестидневной войны 1967 года канал вновь был закрыт. В ходе следующей арабо-израильской войны 1973 года египетская армия успешно форсировала канал. После окончания войны закрытый уже более восьми лет канал был разминирован силами ВМС США. В тралении подходов к Каналу, в Суэцком заливе, участвовали корабли Черноморского и 8-й оперативной эскадры Тихоокеанского флотов ВМФ СССР. Канал открыт для использования 5 июня 1975 года. Однако проход израильским судам по Суэцкому каналу запрещен и по сей день.

Суэцкий канал регулярно углубляли: с изначальных 7 метров до 14 метров в 1956 году, 15,5 метров в 1962 году, 19,5 метров в 1980 году и 24 метров в 2010 году. Также канал расширили с изначальных 22 до 300–365 метров.

3. Суэцкий канал в цифрах:

Выемка песка для строительства канала - свыше миллиарда тонн.

Суэцкий канал имеет длину - 160 километров.

Ширину: по зеркалу воды - до 350 метров; по дну - 45-60 метров.

Глубину - от 20 до 24 метров.

Плата за проход составляет от 7 до 12 долларов за каждую тонну груза. В среднем можно считать – 10 долларов за тонну.

Доход Египта от Суэцкого канала на 2011 год составил - 5,22 миллиарда долларов и 5,61 миллиардов долларов заработал Египет в 2020 году.

Среднее количество судов, проходящих через канал за сутки - 48 судов.

Параметры кораблей, которые могут проходить по Суэцкому каналу: корабли водоизмещением до 240 000 тонн, высотой до 68 метров и шириной до 77,5 метров.

4. Проект - конкурент Суэцкого канала:

Беспокойные соседи, желающие заполучить некую постоянную величину пополнения своего бюджета задумали Египет "нагнуть" и нагло воспользоваться его беспомощностью. Для этого с каждым годом все активнее и активнее обсуждаются планы на строительство судоходного канала носящего пока условное название "Бен-Гурион".

Задуманное сооружение соединит красноморский Эйлат и средиземноморский Ашкелон, пройдя по пустыне Негев. Длина сооружения составит 252 километра, ширина 500 метров по зеркалу воды и 350 метров по дну, глубина фарватера около 50 метров. Оценочная стоимость строительства - 350-600 миллиардов долларов.

Проект "Бен-Гурион" (открытые источники)
Проект "Бен-Гурион" (открытые источники)

Так как проход израильским судам по Суэцкому каналу запрещен, то Израиль будет стремиться свой канал, все-таки, построить, однако тут ему сильно мешает палестинский Сектор Газа, который сделает категорически небезопасным проход морских судов по каналу, тем самым сильно снизив его привлекательность, как коммерческого проекта.

Что ж, теперь, по крайней мере, все мои читатели наглядно видят, чем так сильно помешали господам со звездой Давида на флаге палестинцы Газы, и почему эти господа так старательно утюжат несчастную Газу всеми доступными способами, стремясь стереть ее с лица земли, она им зарабатывать мешает.

Вот такую цену заплатил Египет за строительство канала, сократившего путь между Индийским и Атлантическим океанами. К Египту есть немалые вопросы по эксплуатации этого крайне полезного и стратегически важного сооружения, так как они упускают большую прибыль, практически не предлагая услуг по перевалке и переработке грузов на своей территории. Но это дело их. А что вы думаете по этому поводу, уважаемые читатели? Сможет ли Израиль в ближайшее время составить конкуренцию Египту, украв у него львиную долю "клиентов"? Расскажите в комментариях!