Книжный иллюстратор это только одна из специализаций в мире иллюстрации. Этот мир можно разделить условно на три составляющие части границы, между которыми очень размыты.
Поговорим об иллюстраторах художественной литературы.
Книжная иллюстрация, о которой и пойдет речь, визуализирует наиболее важные и интересные моменты литературного текста. Книжная графика проставляет акценты в книге.
Если иллюстрация охватывает весь текст мы переходим в область графических историй – комиксов.
Если в разы увеличим количество иллюстраций, то перейдем в область анимации.
До начала 20 века в среде художников было распространено пренебрежительное отношение к иллюстрации, что отражено во многих мемуарах.
Вершиной творчества является живопись. Бытует фраза: «Живопись -царица искусств!» приписываемая Леонардо Да Винчи, соответственно графические техники уже второстепенные. Но именно графика в 20 веке оказалась наиболее мобильной и гибкой в силу своей технической простоты в сравнении с другими видами искусства.
Именно она шла в авангарде всех визуальных искусств и именно в ней происходило огромное количество стилистических экспериментов, которые повлияли в том числе и на современную живопись.
Эль Лисицкий архитектор, начинал как график в своих плакатах, и автором иллюстратором к книжке «Сказ про два квадрата» и не только, послужил одним из основателей такого направления в живописи как супрематизм.
Из современных ныне живущих живописцев очень графичные работы у О.
Дозорцева. Он имеет образование графика и первоначально работал как график. Приемы стилизации манера исполнения напоминают о том, что он изначально график. Словно это иллюстрация, перекочевавшая с листа бумаги на холст.
Истинные мастера иллюстрации всегда осознавали значимость своей профессии, несмотря на отношение коллег.
Мы знаем имена, творчество и произведения художников книжных иллюстраторов.
Эта профессия требует от художника аналитического подхода к своей деятельности. Поэтому известные нам иллюстраторы отличались высокой эрудицией и многие были сами склонны к литературному творчеству.
Примером высокой эрудиции являлся художник Фаворский, который по образованию был искусствовед.
Так же был переводчиком Гильдебрандта (важной книги для художников) его теоретические знания в сочетании с графическими навыками и владением ремеслом гравирования по дереву дали выдающиеся результаты. Он создал классические книжные иллюстрации в технике ксилографии.
Художник Владимирский иллюстрировал произведения А.Волкова волшебник Изумрудного города и другие книги.
Художник активно обсуждал с писателем его литературный проект и был так увлечен этим сюжетом что в последствии написал свое продолжение этой книги «Буратино в Изумрудном городе».
Иллюстратор Лаптев стремился украсить книги большим количеством своих рисунков пером к Крылову, Некрасову, Гоголю и другим.
Его владение искусством рисунка пером в сочетании с дидактическими наклонностями привело к созданию учебника по Рисунку пером, тушью известного всем графикам.
Книга «Рисунок пером», выдержала несколько изданий, в ней, на примере произведений мастеров искусств, популярно излагаются технико-формальные свойства широко распространённого в изобразительном искусстве перового рисунка.
«Цель моей книги — познакомить читателей, по преимуществу молодых художников, с возможными способами технического решения перового рисунка. В своих анализах я пытаюсь быть максимально объективным и не отдавать предпочтения какому-то определённому приёму», — пишет автор.