Электромобили (их еще называют «зелеными» машинами и е-мобилями) на дорогах Татарстана – это скорее экзотика. Однако специалисты считают, что еще 2-3 года и автовладельцы начнут активно пересаживаться на электрокары. Как будет развиваться рынок электротранспорта и что мы имеем уже сегодня, разбираемся в нашем материале.
ПОКА ПРОДАЮТ, НО СКОРО БУДУТ ПОКУПАТЬ
«Если двигатель мощный, то поражает динамика: обычные бензиновые или дизельные моторы такой тяги не могут дать, только очень мощные и дорогие», - так отозвался о езде на электромобиле Евгений К., хорошо разбирающийся в автотеме. Впрочем, после тест-драйва он так и не решился на покупку. Говорит, что его остановила невысокая емкость батареи, рассчитанная на 300-400 км пробега, необходимость искать зарядную станцию в городе и оставлять автомобиль на ней на значительное время.
Впрочем, он готов рассмотреть вариант приобретения электрокара в будущем. «Технологии очень быстро развиваются. Следующее поколение электромобилей будет иметь значительный пробег на одной подзарядке - более 500-700 км. Батареи будут более легкие, и упадёт себестоимость. Ждать осталось 3-4 года», - отмечает он.
Еще пара моих знакомых, ездивших на BMW i8 и «Тесле», продали их по той же причине – Казань, по их мнению, еще не приспособлена под такие типы машин.
В столице Татарстана, по данным мэрии на данный момент зарегистрировано 371 электромобиль и более 70 общедоступных зарядных станций. В республике же число электрокаров приближается к 1 тысяче, причем количество их быстро растет: в 2021-м их было 131, а в 2022-м уже 304.
Да, пока это капля в море, но хотим мы или не хотим, за е-мобилями – будущее. Причем, не столь отдаленное.
ТРЕНДЫ И БРЕНДЫ
Продажи «зеленых» машин в мире по результатам прошлого года составили 10% от всех автомобилей (7,8 млн штук), увеличившись за год на 68%. Лидером на этом рынке является Китай (51%), где всех сотрудников госорганов пересаживают на электрокары, далее следует Европа (35%) и США (10%). Россия значительно отстает – на ее долю приходится 0,045% продаж, или 24,5 тыс. штук. Но прослеживается тенденция роста: за четыре последних года – в 8 раз, привел статистику Роман Тюкалов, руководитель проекта Greengy, который развивает казанская девелоперская компания UD Group. По его предположениям, электромобили в России займут 10-15% рынка.
Такая динамика связана с несколькими причинами. Во-первых, это общемировая тенденция. Считается, что двигатель на электротяге экологичен, выгоден во владении, экономически целесообразен. Кроме того, забота об окружающей среде и концепция «15-минутного города» (когда все нужные объекты находятся в 15 минутах пешего хода) – это новые тренды молодого поколения, в которые хорошо вписывается «зеленый» автомобиль.
Во-вторых, это последствие санкций, когда к нам перестали поступать европейские и японские машины. Зато хлынул поток китайских, и в том числе на электрической тяге. А калининградский завод «Автотор» уже объявил, что будет заменять двигатели внутреннего сгорания (ДВС) на иномарках на электромотор. Пилотный проект уже запущен, и даже объявлена стоимость такой услуги - не более 1 000 евро, или немногим больше 100 тысяч рублей.
В-третьих, это следствие развития нашего автопрома. «До 2022 года отечественного производства электрокаров не было вообще. Затем на рынок вышли как минимум два продукта – Evolute, с тремя-четырьмя моделями и «Москвич». В 2022 году было реализовано 6 тысяч Evolute, план на этот год - 25 тысяч машин. «Москвич» планирует в 2023 году реализовать 10 тысяч машин. Госкорпорация «Росатом» к 2025 году обещает выпуск нового электромобиля под брендом «Атом», - говорит Роман Тюкалов.
Кстати, «Атом» имеет прямое отношение к Татарстану, КАМАЗу, а точнее, к его генеральному директору Сергею Когогину, который вместе с известным бизнесменом Рубеном Варданяном являются инвесторами стартапа. По признанию главы автогиганта, в проект каждый вложил примерно по 1 млн долларов. Сам разработчик е-мобиля, АО «Кама», зарегистрировано в Набережных Челнах по адресу дирекции КАМАЗа. А Росатом будет делать для этого хэтчбека литий-ионную батарею.
«Электрическая машина – это простая машина. Ее гораздо проще производить, чем машину с ДВС, поэтому наши автопроизводители – «Москвич», Автотор, АО «Кама», КАМАЗ хотят их выпускать. Российский автопром переориентируется в эту область, и новые марки электрокаров будут появляться одна за одной, - поделился своим мнением директор Департамента транспорта Фонда «Сколково» Кирилл Жанайдаров. - В 2022 году планировалось произвести 7400 машин на электрической тяге, в реале выпущено почти 19 тысяч. Будет еще и электрический «Ларгус». Минпромторг в свое время пытался стимулировать наших зарубежных партнеров производить в России двигатели, но не получилось. Двигатели в Россию не привезли, локализовывать здесь их не стали – это денежноемко и трудоемко. Мы сами их делать не умеем, поэтому все, кто есть на нашем рынке – все будут производить электрокары».
«ПЛЮШКИ» ОТ ГОСУДАРСТВА
Как свидетельствует мировой опыт, развитие электротранспорта активно стимулируется государством. Первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов прямо заявил, что России необходимо успеть развить отрасль электромобилей за 2-3 года, иначе она будет потеряна для экономики, потому что западные конкуренты просто «отнимут потребителя».
На данный момент в России принята концепция по развитию и использованию электрического автомобильного транспорта до 2030 года, существуют различные преференции для владельцев «электричек».
«В ряде регионов (Татарстан в них не входит) отменен транспортный налог для машин с двигателем до 150 л.с. и до 200 л.с. – в Тамбовской и Курской областях. Предоставляются 25-процентная скидка на электромобиль, произведенный в России, бесплатная парковка в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Рязани, Калуге. А в Санкт-Петербурге застройщиков обязывают в новых ЖК размещать зарядные станции», - перечисляет льготы Кирилл Жанайдаров.
Кроме того, государство намерено потратить до 2025 года 8,5 млрд рублей на возведение быстрых зарядных станций. В прошлом году из российского бюджета было просубсидировано создание 95 станций в Татарстане. Сейчас, по словам Жанайдарова, сокращается время пребывания на ЭЗС, в среднем сессия медленной зарядки составляет 1 час 36 минут, быстрой – 54,3 минуты, и это тоже способствует тому, чтобы многие пересмотрели свои взгляды на электрические машины.
Кстати, в Татарстане некоторые операторы ЭЗС до недавнего времени предоставляли бесплатную зарядку. Представляете, «топливо» - бесплатно!
ЗАРЯДКА У ДОМА
Среди профессионалов идет спор, что мешает развитию электротранспорта. Одни говорят, что нет инфраструктуры для того, чтобы люди пересели на «зеленые» машины, другие парируют: зачем развивать инфраструктуру, если на дорогах так мало подобных авто.
«Наша команда считает, что эти два процесса должны идти параллельно. Китай - лидер в продажах, как электрокаров, так и в развитии инфраструктуры. На территории Китая на конец 2021 года было более 1 миллиона зарядных станций», - говорит Роман Тюкалов.
В Татарстане сейчас около десятка операторов ЭЗС. Самый крупный из них – АО «Сетевая компания». Проект с зарядными станциями у нее возник сначала для собственных нужд – компания переводила свой достаточно большой легковой автопарк с ДВС на электрические моторы. А поскольку подразделения компании расположены во всех районах Татарстана, возникла необходимость в большей зоне покрытия ЭЗС, рассказали нам в пресс-службе Сетевой компании.
Сейчас на ее балансе 109 быстрых зарядных станций, из них 48 - в Казани, которыми пользуются как сотрудники Сетевой, так и автолюбители. В рамках программы по развитию зарядной инфраструктуры в этом году планируется установить еще 29 ЭЗС, преимущественно на федеральных и республиканских трассах.
На вопрос, рентабельна ли эта услуга, в Сетевой ответили, что это, «прежде всего, вклад в будущее», так как окупаемость проекта зависит от конъюнктуры и развития рынка электротранспорта.
По другому пути пошли в UD Group, располагая свои станции «у дома» и рядом с крупными торговыми центрами. «Смотря в будущее, мы приняли решение развивать сеть зарядных станций вместе с российским производителем Touch. Они есть на территории жилых комплексов «Царево-Village», «Арт Сити», «Уникум», коммерческих объектов, таких как ТЦ Kazan Mall, ТЦ «Горки Парк», ритейл-парк «Udacha», - рассказал Роман Тюкалов.
По его мнению, жилые комплексы – оптимальное место для зарядки, поэтому важно предусматривать размещение таких станций еще на этапе проектирования, что и делает на своих объектах строительная компания UD Group.
Словом, инфраструктура для электрокаров достаточно быстро развивается. И не забываем, что машину можно зарядить даже от домашней розетки.
Будущее электротранспорта – в магнитно-резонансной беспроводной зарядке, говорит Кирилл Жанайдаров. В мире уже строят такие станции, в России недавно компания «Яблочков» - резидент «Сколково» вместе с университетом ИТМО презентовали российскую индукционную зарядку, которая заряжает, когда машина паркуется. Пока она небольшой мощности, но в ближайшее время ее доведут до 22 квт. А в Швеции и Норвегии строят дороги, заряжающие электромобили на ходу. В России такие проекты тоже находятся в проработке. Есть и такие стартапы, как мобильные зарядные станции, когда одна машин заряжает другую.
«Рынок растет, появляются различные предложения», - резюмирует Кирилл Жанайдаров.
Больше информации - в газете "Республика Татарстан". Спрашивайте в киосках или подпишитесь в почтовом отделении