Цена - денежное выражение стоимости товара (затратный подход). Есть форма выражения ценности благ, проявляющаяся в процессе обмена (рыночный подход). Денежное выражение или величина ценности.
Функции:
· Учет – показывает, во что обществу обходится удовлетворение потребностей в тех или иных товаров.
· Стимулирование – (к чему-то подвигнуть) выражается в том, что цена оказывает поощрительное или сдерживающее воздействие производство и потребление различных товаров.
· Сбалансирование спроса и предложения – реализуется через связь между спросом и предложением, производством и потреблением.
· Распределительная – базируется на отклонении цены товара от их стоимости под воздействием различных факторов.
· Рациональность размещения производства – осуществляется под конкуренции и т.д. (куда лучше направить свои ресурсы на изготовлении товара).
· Свободные – цена, складывающееся под воздействием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции.
· Регулируемые – цены, устанавливаемые государством с учетом определенных ограничений.
· Фиксированная – регулируемая цена, устанавливаемая государством твердо выраженной денежной величине.
· Предельная - регулируемая цена, величина которая ограниченна верхним и (или) нижним пределом.
Государство регулирует цены на:
· Социально значимые товары (товары 1 необходимости)
· Коммунальные услуги
· Общественный транспорт
· Авиатранспорт
· Определенная алкогольная продукция
· Табачные изделия
· Определенные лекарственные средства
· Отдельные услуги почтовой связи
· Продукция военного назначения
· И т.д.
Цели государственного регулирования:
· Инфляция
· Создание нормальной конкуренции
· Поддержание прожиточного минимума
Методы ценообразования, с ориентацией:
· На издержки
· На спрос
· На конкуренцию