Садовая техника с двигателями внутреннего сгорания работает на бензине, дизеле или на смеси масла с бензином. Чтобы она выдавала полную мощность, не перегревалась и не ломалась, важно правильно подбирать топливо.
Что нужно знать про топливо
Садовая техника заправляется АИ-92 или автомобильным дизельным топливом. Если производитель техники отдельно не указал в инструкции вид топлива, то бензиновым двигателям, двухтактным и четырехтактным, подойдет АИ-92. А дизельным — дизтопливо по сезону.
Бензин с более высоким октановым числом лучше не заливать. В двух- и четырехтактных двигателях садовой техники применяется воздушное охлаждение. Здесь нет отдельного радиатора и циркулирующего антифриза. Мотор охлаждается за счет большого количества ребер на корпусе двигателя. А от тепловых деформаций защищают увеличенные зазоры между деталями.
В бензине с высоким октановым числом, АИ-95, АИ-98 или АИ-100, содержится большое количество присадок. Отложения этих присадок со временем накапливаются в моторе и уменьшают зазоры между деталями. В итоге от этого двигатель может сломаться. Поэтому большинство производителей бензиновой садовой техники не рекомендуют использовать высокооктановый бензин.
Что нужно знать про масло
Автомобильное масло садовой технике противопоказано. Потому что у моторов садовой техники воздушное охлаждение. Здесь нужно специальное масло, подходящее под тип двигателя. В интернет-магазинах такие масла часто выносят в отдельную категорию — масла для садовой техники.
Нужно учитывать класс масла. Масла бывают для дизельных и бензиновых двигателей, двухтактных и четырехтактных, а еще различаются по степени нагрузки. Понять, что за масло и для чего оно подойдет, можно по буквам на упаковке и в описании товара. Например, таким: 2T, 4T или API SG/CD.
API (American Petroleum Institute) — это Американский институт нефти, который установил минимальные стандарты и уровни качества моторных масел.
2T и 4T означают двухтактные и четырехтактные двигатели.
Для двухтактных двигателей есть всего 4 категории масел: TA, TB, TC и TD.
Для четырехтактных двигателей масла тоже маркируют двумя латинскими буквами. Первая — тип двигателя (S — бензиновый, C — дизельный). Вторая — степень нагрузок, от A до N, где A — самая низкая.
Например, моторное масло Ruseff Garden 2T, API TC/TA/TB подходит для двухтактных моторов любой садовой техники. А масло Gazpromneft Мото 4Т, API SG/CD подходит для бензиновых и дизельных четырехтактных двигателей. И готово к приличным нагрузкам.
Основу масла и вязкость указывают в инструкции к технике. Основа бывает синтетической, полусинтетической и минеральной. Нужна точно такая, какую указывает производитель.
Иногда вместо маркировки масла по API указывают вязкость по SAE. Чем больше цифра, тем выше вязкость масла при высокой температуре и тем лучше двигатель смазывается в жару. Например, для дизельных моторов часто встречается совет заливать масло 10W-30.
Что заливать в двухтактные бензиновые моторы
Смесь бензина АИ-92 и масла для двухтактных двигателей.
Двухтактными моторами оснащают компактную садовую технику: триммеры, газонокосилки, бензопилы, мотобуры. Они способны выдавать в 1,5–2 раза больше лошадиных сил при тех же размерах, что и четырехтактные за счет простой конструкции.
Но обратная сторона медали — повышенный расход топлива и отсутствие отдельной системы смазки. Чтобы смазывать внутренние детали двигателя, масло добавляют прямо в бензин. Садовой технике подходят масла с маркировкой TA и ТС.
Бензин с маслом смешивают обычно в пропорции от 50:1 до 40:1, то есть от 100 до 125 г масла на 5 л бензина. Точные рекомендации обязательно должны быть в инструкции.
Например, популярный триммер Huter GGT-553TA с двухтактным двигателем 3,4 л. с. можно заправлять смесью бензина АИ-92 и полусинтетического масла Huter 2Т 10W-40 в пропорции 40:1.
Готовить смесь несложно: сначала нужно налить в емкость бензин, затем добавить масло и хорошенько взболтать. Делать это удобно в мерных емкостях со шкалой. У некоторых моделей техники такие емкости идут в комплекте.
А вот подручную тару в виде пластиковых бутылок из-под напитков использовать не стоит: бензин легко разъедает их, пластик попадает в топливную смесь и ускоряет износ двигателя.
Чем кормить четырехтактные бензиновые двигатели
Бензином АИ-92 и маслом для четырехтактных моторов
Четырехтактные двигатели чаще всего встречаются у крупной садовой техники: мотопомп, культиваторов, мотоблоков и снегоуборщиков. Хотя бывают и у триммеров, и у бензопил.
Заправляют такую технику бензином АИ-92, а масло для смазки заливают через отдельную горловину в масляный картер двигателя. Для бензиновых четырехтактных моторов (про дизельные говорим ниже) подойдет масло класса от API SA до API SN.
Например, мотоблок Зубр МТБ-300 работает на 92-м бензине, а для смазки ему нужно полусинтетическое масло класса не ниже API-SH. Подходящее для него масло — Elitech 4ТD Стандарт 10W-30.
Дизельные моторы — какое топливо и масло им подойдут
Автомобильное дизтопливо по сезону и масло для дизеля
Чаще всего дизельными бывают мотоблоки, и если они работают на участке круглый год, летом пашут, а зимой убирают снег, нужно менять топливо по сезону. В теплое время года заливают летнее дизельное топливо (ДТЛ), поздней осенью и зимой — зимнее (ДТЗ), а в суровые морозы до –45 градусов — арктическое (ДТА).
Масло заливается через отдельную горловину в картер двигателя, как и в четырехтактных бензиновых двигателях. Дизельным моторам подходит масло класса от API CA до API CJ.
Скажем, в инструкции к мотоблоку Redverg Голиаф-2-7Д можно прочесть, что для смазки ему нужно масло классом не ниже API-CF-4. Цифра 4 тут означает четырехтактный тип двигателя. Например, ему подойдет синтетическое масло Zic X7 LS 10W-30.