Продолжение цикла публикаций датского историка Карла Гамильтона, посвященных анализу и сравнению американских и советских сил и средств, дислоцировавшихся в Германии в разгар холодной войны.
Первая часть здесь:
Карл Гамильтон, Дания
Добро пожаловать во вторую часть моей серии постов о Фульдском коридоре.
Сегодня мы рассмотрим силы, противостоящие американскому V корпусу, то есть советской 8-й гвардейской общевойсковой армии, которая является прямой преемницей 8-й гвардейской армии, сражавшейся во время Второй мировой войны под Сталинградом и Берлином под командованием Василия Чуйкова.
Она была частью Группы советских войск в Германии. Это было одно из нескольких соединений категории А советских войск в Германии. Данное соединение находилось напротив Фульды со штабом в Норе в Тюрингии, Восточная Германия.
На приведенной выше схеме показана организация 8-й гвардейской общевойсковой армии, в дальнейшем будем называть ее просто 8-й гвардейской. Из диаграммы видно, что ее основными подразделениями являются следующие:
- 79-я гвардейская танковая дивизия.
- 57-я гвардейская мотострелковая дивизия.
- 39-я гвардейская мотострелковая дивизия.
- 27-я гвардейская мотострелковая дивизия.
- 119-й отдельный танковый полк.
В нее также входили различные вспомогательные бригады и батальоны, о которых мы поговорим позже.
Следует также отметить, что, хотя в СССР называли подчиненные подразделения полками, разница между полком и бригадой незначительна. Как в американской дивизии 5 бригад, так и в советской дивизии 5 полков. Советские бригады обычно независимы от дивизии, но имеют такие же размеры и численность, как и полк. Советские дивизии также отличались от американских тем, что имели 4 передовых полка и артиллерийский полк, тогда как американские имели 3 передовые бригады, 1 вертолетную бригаду и 1 артиллерийскую бригаду.
Мы не будем особо говорить о РЭБ, но хотелось бы, чтобы вы заметили, что во всех советских дивизиях есть батальон РЭБ (радио и разведка).
Организация советских войск
Общевойсковая советская танковая дивизия насчитывала 11 620 человек личного состава и состояла из 10 танковых батальонов и 6 мотострелковых батальонов.
- Бронетанковый компонент включал в себя 328 танков, 276 БМП, а также 224 БТР, неизвестным, но большим количеством пусковых установок ПТРК, включая не менее 9 самоходных истребителей танков БРДМ-2.
- Артиллерия большого калибра дивизии составляла 48 минометов (120 мм) и 36 самоходных гаубиц (152 мм), 72 самоходных гаубицы (122 мм) и 18 реактивных артиллерийских установок БМ-21 (122 мм) и 4 тактические пусковые установки баллистических ракет (вероятно, ОТР-21 или ОТР) -23 единицы).
- В состав дивизионной ПВО входили 20 ЗРК 9К37 «Бук», 12 ЗРК 9К35 «Стрела-10М» и 16 гибридных ЗРК 2К22 «Тунгуска».
Дополнительно дивизия была оснащена 12 ударными вертолетами, 12 другими вертолетами.
Общевойсковая советская мотострелковая дивизия насчитывала 13 294 человека личного состава и состояла из 6 танковых батальонов и 10 мотострелковых батальонов.
- Бронетанковый компонент был представлен 220 танками, 150 БМП, а также 538 БТР, 36 самоходными истребителями танков БРДМ-2 и 78 расчетами, обслуживаемых противотанковых управляемых ракет, и 12 (100-мм) противотанковых орудий.
- Артиллерия большого калибра дивизии составляла 72 миномета (120 мм) и 54 самоходных гаубицы (152 мм), 36 самоходных гаубиц (122 мм), 36 буксируемых гаубиц (152 мм) и 18 реактивных артиллерийских установок БМ-21 (122 мм) и 4 тактические пусковые установки баллистических ракет (вероятно ОТР-21 или ОТР-23).
- Дивизионная противовоздушная оборона состояла из 20 ЗРК 9К37 «Бук», 16 ЗРК 9К35 «Стрела-10М» и 16 гибридных ЗРК 2К22 «Тунгуска».
Дополнительно дивизия была оснащена 12 ударными вертолетами, 12 другими вертолетами и 2880 единицами основного стрелкового оружия, что указывает на количество реально боевой пехоты.
Отдельный танковый полк насчитывал 1640 человек личного состава и состоял из 3 танковых батальонов и 1 мотострелкового батальона.
В его составе было 94 танка, 45 БМП, 34 БТР, 8 (120-мм) минометов, 18 (122-мм) самоходных артиллерийских орудий, 8 зенитных установок ближнего действия.
Две дивизии также были усилены дополнительным отдельным танковым батальоном, каждый из которых имел дополнительно 51 танк.
В графе с БТР учитывались различные другие бронемашины, но наиболее распространенной бронемашиной был бронетранспортер серии БТР.
Взяв все эти передовые части и учитывая усиленные 2 мотострелковые дивизии, получим такие итоги по оснащению передовых частей:
- 53 142+ личного состава.
- 771 БМП.
- 1872 БТР и другой бронетехники.
- 1184 танка.
- 351 пусковая установка противотанковых управляемых ракет (1122 с учетом БМП).
- 306 гаубиц (152 мм).
- 192 гаубицы (122 мм).
- 48 ударных вертолетов.
- 80 зенитная ракетных систем большой дальности.
- 132 зенитные системы малой дальности.
- 16 тактических баллистических ракет (с ядерными боеголовками).
Поддержка на армейском уровне
СССР развернул множество различных подразделений поддержки на армейском уровне, в то время как США обычно использовали только артиллерийскую и авиационную бригады в качестве основной поддержки. Советский Союз использовал множество батальонов и полков более низкого уровня в качестве подразделений поддержки армейского уровня.
Отдельный противотанковый полк имел мобильный резерв из 27 самоходных ракетных истребителей танков, вероятно, 9К114 «Штурм», а также 36 традиционных 100-мм противотанковых орудий для засад.
Отдельная артиллерийская бригада, имевшая в составе армии 96 артиллерийских орудий, была организована в 4 дивизиона по 24 орудия в каждом. Вообще говоря, армия категории А, такая как 8-я гв., будет иметь во всех своих артиллерийских бригадах самоходную артиллерию 2С5 (152 мм). Соединения с более низким приоритетом могут быть вооружены буксируемой артиллерией, такой как Д-20 или 2А36.
Отдельные вертолетные полки (которых было 2) составляли большую часть вертолетов в армии, в каждом было по 40 ударных вертолетов Ми-24, а также 20 Ми-8 в ударной конфигурации. Такой полк обычно действовал вместе с отдельным десантно-штурмовым батальоном, имевшим на вооружении различную пехотную технику, тяжелые минометы и штурмовую роту пехоты на 16 БМД, а также 2 роты десантников.
Армия также имела доступ к различным дополнительным ракетным войскам, с 2 бригадами тактических ракет, способных наносить дополнительные удары баллистическими или крылатыми ракетами с ядерными или обычными боеголовками. Также в армии была специальная зенитная бригада, вооруженная многочисленными и различными зенитными системами, которые все действовали под эгидой зенитной сети ЗРК С-300 в Восточной Германии.
Перспективы 8-й гвардейской
Это соединение было очень мощным, даже по сравнению с обычными советскими армиями. Оно было оснащено для массированного танкового штурма, и даже командиры его дивизий потенциально имели доступ к нескольким тактическим ядерным ракетам в диапазоне 50–100 кт.
Самая большая слабость в Советской Армии, вероятно, отсутствие комплексных дивизионных перебросок по воздуху. Тем не менее, ее собственная ПВО превосходна. Советская дивизия любого типа способна серьезно защищаться от приближающихся самолетов, включая самолеты высокого уровня, на высоте 22 км на дальности 35 км, которые легко превосходят любую противотанковую ракету, включая «Хеллфайр» и даже «Маверик» на А-10.
Каждый танковый десант 8-й гвардейской будет сопровождаться высокомобильными зенитными частями с большим радиусом действия, способными вести огонь с ходу. Это не будет «старт-стоп», особенно «Тунгуска» - смертельно опасна из-за своего гибридного вооружения и автоматической настройки, которая никогда не требовала от экипажа спешивания.
В 1980-х годах соединения категории А, такие как 8-я гвардейская, могли ожидать, что каждый из их танков будет самого высокого качества. Скорее всего, они были полностью оснащены машинами Т-80Б, Т-72Б или Т-64Б, что давало мощное качественное преимущество против бронетанковых войск США, которые в основном были оснащены M60A3 Patton или 105-мм M1 Abrams.
Кроме того, все советские мотострелковые полки были на БМП, обычно вооруженными «Конкурсом», а затем и «Конкурс-М», которые эквивалентны ракетам TOW и I-TOW. Эта советская армия в этой ситуации привела в бой больше ПТРК, установленных только на БМП, чем все наземные ПТРК, которые вооруженные силы США выставили в то время в Германии.
Достаточно сказать, что с точки зрения техники перспективы 8-й гвардейской армии были очень хорошими. У них не только было больше разнообразия техники, но и больше, и часто более новых моделей более высокого качества. Но было ли этого достаточно для победы? Давайте посмотрим в следующем посте, когда мы сравним тактику и планы.
Источники: ФМ-100–2–3 — Советская Армия; Войска, организация и техника
孙Синь
Всегда приятно читать ваши посты. Особенно нравится эта серия...
Карл Гамильтон
Большое спасибо, Синь. Таблицы организации и оборудования всегда были для меня увлекательными, просто их обычно очень трудно найти, за исключением американского FM-100–2–3.
От автора.
Хочу также предложить вам свой архивный материал с печальной темой: