Найти тему
Prichod.ru: Чем живет Церковь?

Один процент проблем и 99 процентов радости

Отец Олег Кошкин, клирик Казанского храма города Иркутска, и матушка Анна – многодетные родители, которые воспитывают не только кровных, но и приемных детей. Хотя в этой семье никого не делят на «своих» и «чужих». Здесь все свои, любимые и родные.

Как вы познакомились с вашей будущей женой – матушкой Анной?

-2

Может быть, немного банально познакомился. Ездил на работу на трамвае и заприметил девушку, которая входила всегда на следующей остановке. Как-то сердце к ней сразу потянулось – больше никого не надо было мне. Долго не решался подойти познакомиться. А когда, наконец, подошел, мы познакомились и даже договорились о встрече, я свалился с приступом прободной язвы. Меня увезли в больницу, сделали операцию. Через две недели выписали. Только потом встретились.

Вот свел Господь двух людей, и мы уже двадцать лет живем вместе с моей Аннушкой, и никого другого мне больше не нужно, Слава Богу.

Мечтали ли вы с матушкой о том, что у вас будет много детей?

– Матушка у меня из многодетной семьи. Пятеро детей у них. Выросла она в поселке Уруша Амурской области. Папа и мама ее уже умерли, а с сестрами и братьями мы общаемся. Я не из многодетной – мы вдвоем были с братом. Но как-то к важным вопросам в жизни мы с матушкой подошли одинаково.

Как пришло решение взять в семью на воспитание ребенка из детского дома? У вас тогда уже ведь были свои дети? Сколько?

– Мама давно уже предложила нам с братом построить свой дом. И мы его построили на двоих в Лесном микрорайоне. Но брат потом почему-то отказался в нем жить и поставил себе дом в Рабочем. А мы с матушкой остались в этом большом доме с сыном Федей.

Тогда у нас еще был период неофитства, мы воцерковлялись, смотрели много православных фильмов. И однажды увидели фильм «Форпост» – о настоятеле монастыря, который стал приемным отцом для 129 детей и создал приют для 150 сирот, многие из которых неизлечимо больны.

-3

И у нас как будто что-то внутри «включилось»: а почему бы и нет? У нас такой здоровенный дом, нет никаких препятствий к усыновлению. И решили взять ребенка. Оформление длилось около года, но мы настроились его пройти. Так в семье появилась Алена из Дома ребенка в Первомайском. Тогда ей было два года и восемь месяцев. У нас к тому времени было двое своих детей: Федя и годовалый Андрюша. Два мальчика и девочка. Все хорошо. Конечно, некоторые шероховатости были, но они были преодолимы.

Потом мы думаем: двое пацанов и девчонка. Заклюют они ее, наверное. Надо еще одну девчонку. Начали следующий процесс удочерения. Оформляли Лиду. Уже все для нас было знакомо и привычно на этот раз. Забрали Лиду.

И тут вдруг выясняется, что у Алены есть брат Олег. Не знаю, почему нам сразу об этом не сказали. Обычно же говорят, когда у ребенка есть еще братик или сестричка, и они идут вместе, как бы «прицепом». А тут промолчали. Что делать? Мы были не против и пошли оформлять Олега. Интересно, что у них с Федором День рождения совпал: родились в один день – 5 января 2003 года. Олег на тот момент был уже большенький, ему было девять лет. Его мы забирали уже из Ангарска.

С ним, конечно, в силу возраста, было уже посложнее, но тоже, Слава Богу, справились. На тот момент у нас было три своих сына (родился еще Илья) и трое приемных деток – мальчик и две девочки. А в 2017-м Господь дал нам еще свою дочку.
С ним, конечно, в силу возраста, было уже посложнее, но тоже, Слава Богу, справились. На тот момент у нас было три своих сына (родился еще Илья) и трое приемных деток – мальчик и две девочки. А в 2017-м Господь дал нам еще свою дочку.

Как Господь вас одарил в том году! И священство, и дочка!

– Да, полная корзинка! (батюшка смеется). С тех пор так и воспитываем семерых: четверых сыновей и трех дочек.

Были ли какие-то трудности, связанные с усыновлением и удочерением? Чувствуете ли вы разницу между детьми, или грань «свои» – «чужие» уже стерлась?

– В нашей жизни настрой много что решает. Мы с супругой сразу настроились на то, что различий между детьми быть не должно. И еще мы сразу решили, что дети должны знать, что они приемные. Да и фамилии и отчества у них другие. Но проблем с этим никогда не было, и дети все всегда называли нас папой и мамой.

Недавно у Алены и Олега умерла родная мама – мы с Олегом были на похоронах, он сразу стал таким задумчивым. А Алену я потом уже свозил к маме на могилку. На похороны она не захотела поехать. Никаких проблем на эту тему не возникало.

Отношения со всеми ровные. Это тоже была изначальная установка. Еще когда Алену брали, нас и органы опеки консультировали, и сами мы много читали, что конкретно нужно и не нужно делать в таких случаях.

Дети не ревновали друг к другу?

– Нет. Они у нас уже десять лет. Когда взяли ребят из детдома, у нас уже и Илюша родился, все вместе с ним нянчились. А потом и Настя еще. Чем больше детей в семье, тем им веселее. Они у нас и с друзьями всегда общаются – мы этому никогда не препятствовали.
– Нет. Они у нас уже десять лет. Когда взяли ребят из детдома, у нас уже и Илюша родился, все вместе с ним нянчились. А потом и Настя еще. Чем больше детей в семье, тем им веселее. Они у нас и с друзьями всегда общаются – мы этому никогда не препятствовали.

Был у нас один трудный период, но это уже по нашей расслабленности: мы перестали о них сильно молиться. И тогда на практике поняли, что молитва о детях дает 90% успеха в процессе воспитания. Стали молиться – ситуация восстановилась.

Сколько сейчас лет вашим детям?

– Федору и Олегу уже исполнилось по 18 лет. Федор учится в Иркутском техникуме речного и автомобильного транспорта, а Олег работает в «Автотрейде». Федор все лето был на практике, ходил на буксире. На глазах взрослеет. Возмужал. У Олега сильной тяги к учебе никогда не было, но он работящий человек.

Алене сейчас тринадцать, Андрею – двенадцать, Лиде – десять, Илье – восемь и Насте – четыре годика.

Как на всех всего хватает?

– У нас в храме детская одежда ходит по кругу: подрос ребенок – передают другому. Мы одежду даже и не покупали практически. Сейчас Настя подросла – ее одежду передаем дальше: на клиросе у нас в храме есть мама с маленьким ребенком.

Многодетная семья – это всегда сложно. Столько работы по дому и по уходу за детьми, стирка, готовка… Матушка у вас не работает?

– Не работает. Мы раньше оба работали и довольно хорошо получали. Матушка работала в магазине «Окей», доросла до должности менеджера. У нее два высших образования и куча оконченных курсов. По распределению после окончания сельхозакадемии матушка работала на ферме в Мамонах. А тогда же денег не давали наличкой – дали нам корову. семилетнюю старую корову. Как мы ее увозили!!! Очень много она молока давала. Год у нас прожила.

А когда Алену брали в семью, матушке пришлось уволиться и ухаживать за детьми дома, вести домашнее хозяйство. Сейчас уже дети подросли, скоро, Бог даст, матушка вернется на работу. Настю недавно уже в садик оформили.

А как вообще организован день в вашей семье? С семью детьми это совсем не просто. Успевают ли они помогать по дому?

– У нас есть два основных принципа в воспитании детей – трудолюбие и уважение к старшим. Это нужно заложить в детях, пока они еще маленькие. Я читал, что трудолюбие нужно воспитывать в ребенке до пяти-семи лет, иначе потом будет сложно.

-6

У каждого из детей свои обязанности: кто-то собак кормит, кто-то за кошками присматривает, девчонки посуду моют - супруга у меня давно уже посуду не моет вообще. Она учит детей готовить что-нибудь простенькое. Алене у нас тринадцать лет – она и постряпать может, и сварить что-нибудь. Сейчас ей особо некогда: учеба очень много времени занимает. Федя занимался в студии «Байкал-хор». Андрей ходит на фортепиано. Илья очень любит убирать снег зимой. Если он в выходной дома, то лопату и метлу из рук не выпустит: гребет и метет этот снег. Если я с покупками приехал и надо разгрузить и в дом все унести – сразу, без разговоров, закипает коллективная работа. И если что по мелочи вдруг помочь нужно, тоже. Это уже норма.

Уважение к старшим воспитываем своим примером. Наверное, это привилось с молоком матери, что к старшим нужно всегда уважительно относиться. У нас атмосфера в семье сама по себе такая. И мы, родители, с уважением к старшим относимся.

Стараемся воспитывать в детях и любовь к животным. У нас четыре кота и кошка, две собаки, периодически берем кур. Обо всех них дети тоже заботятся.

То есть никаких особых графиков дежурства, чтобы все были заняты, не существует?

– По-разному бывает. Иногда супруга и графики им придумывает, старается всегда заинтересовать, предложить что-то новенькое – это же дети, им нравится все новое и интересное. Например, в каникулы бывают графики обязанностей, и вместо школы ребята «пятерки» зарабатывают дома. Потом в конце недели подводим итоги, и набравший самое большое количество получает хороший приз.

А к вере и церковной жизни детей как-то приучаете?

– Стараемся воспитывать детей в православной традиции. Период неофитства уже прошел. Мы их не принуждаем ходить в храм, на исповедь и причащение. Но они сами уже и на примере нашем видят наше отношение к Богу, молитве и Церкви.

-7

Когда в храме в Родительскую субботу дают продукты с панихидного стола, я привожу их домой, и дети приучены, что никто ни одной конфетки не берет, пока не помолится о тех, за кого просили помолиться принесшие эти продукты. Помолимся – спокойно покушаем.

Есть ли в вашей семье какие-то особые традиции?

– Особых традиций нет. Вот дни рождения только традиционно справляем с квестами и кладами. И праздники.

-8

Есть традиция воскресных семейных сборов. После воскресной литургии к нам приезжает брат с семьей – со своими детьми. Племянников у меня тоже много. Вот все дети собираются, человек десять-пятнадцать, еще и из соседских ребятишек кто-нибудь прибежит – и вот они радостно «стоят на ушах» (батюшка смеется). Наиграются как следует, и все хорошо.

Все естественно идет, как Господь дает.

А как у вас обстоят дела с новомодными гаджетами? У всех ребятишек есть телефоны, интернет? Вы как-то контролируете их в этом вопросе?

– Когда-то я сам хотел разорвать все отношения с гаджетами перед диаконской хиротонией. Купил себе дровалет такой с кнопками. Тут в семинарию пришла пора поступать, а там и электронная почта нужна, и интернет, и много всего. Пришлось снова на смартфон переходить.

Поэтому я придерживаюсь принципа, что детям все равно неминуемо придется столкнуться с гаджетами. Нужно только научить их это делать, научить извлекать из всего этого что-то полезное для себя. Ведь если что-то запрещать, этого захочется еще больше.

-9

Единственное ограничение, которое у нас существует, – это интернет. Раньше у нас был подключен в доме скоростной интернет, но что-то там сломалось, и мы с Аннушкой перешли на интернет мобильный. У нас безлимитные тарифы, и в определенное время мы детям раздаем интернет – с девчонками пообщаться, уроки сделать. Бывало, в такой период попросит мама что-то помочь, а никого нет – все заняты. Она тут же интернет отключает, и сразу все помощники прибегают (смеется). Мы стараемся, чтобы они в интернете добывали что-то нужное для себя, для уроков, а не просто бесцельно сидели в нем все время.

Компьютеров у каждого ребенка нет. Компьютер у нас стационарный один – мой. Если что-то нужно делать для уроков – пожалуйста, каждый может на нем поработать.

Алена уже старшеклассница, поэтому у нее есть ноутбук, но она им практически не пользуется – хватает смартфона.

Андрюше все компьютерное вообще пока не нужно – он все лето с друзьями на велосипеде гоняет, общается. Мы абсолютно не против. Я тоже все детство провел с друзьями. Пусть общается.