Есть такое традиционное развлечение: найти определённое количество отличий на двух картинках. Немного практики и почти каждый представитель рода человеческого, способный видеть и думать, начинает щёлкать такие задачи, как жаренные семечки.
Я готов предложить слегка модернизированный вариант этого старинного развлечения. На двух картинка необходимо найти абсолютно одинаковые элементы. Одна картинка – фотография оригинального барельефа 1935 года, украшавших историческое здание СОШ 54 в г. Новосибирске.
Вторая картина – 3D копия с этого оригинала.
И так, гонг. Игра началась! Как? Получилось? Нет? Не расстраивайтесь. Эту игру выиграть невозможно. Потому, что мы имеем дело не с копией, а с творческой переработкой, как говорят экранизаторы литературных шедевров, «по мотивам» оригинального произведения.
Если бы гениальный изготовитель 3D копии занимался печатью фальшивых купюр, на свободе он провёл бы не более 3 минут. Подделку такого любительского качества способен распознать пятилетний ребёнок без ультрафиолетового сканера и детектора купюр. Но мы имеем дело с гораздо более искушённым мошенником. За подделку денежных знаков по ст. 186 УК РФ можно схлопотать до 15 лет бесплатного проживания на территории, ограниченной колючей проволокой. За «художественную» халтурку на фасаде новой СОШ 54 можно получить только оплату, согласно условиям заключённого договора. И никакого спроса.
Ломая историческое здание, чиновники сначала клятвенно обещали сохранить барельефы, потом несколько модернизировали свою позицию. Сославшись на плохое состояние оригинала, гарантировали украсить новое здание точной копией. Здание снесли, барельефы обратили в пыль, на скорую руку слепили уродство и вставили в качестве «украшения» в фасад новой школы. Получилось, как с агитационным плакатом Остапа Бендера. В обморок никто не упал только потому, что издали разглядеть этот «шедевр» 3D моделирования невозможно.
И придраться не к чему: обещали сохранить и сохранили.
На самом деле перед нами не просто халтурка. Перед нами символ. Символ современного отношения к делу. Любительского, поверхностного и безответственного.
Генеральная идея этого отношения – пообещать сходство с тем, что считается эталоном. А там – что получится и на что тяму хватит. Вспять-то уже всё равно ничего не повернёшь. Более того, если не вглядываться в детали, а ограничится формальным, мимолётным внешним осмотром, то на лицо картинка вполне себе радужная и симпатичная.
Совершенно так же как до этого обещали сохранить спортивные традиции СОШ 54. И да, все кубки и награды, завоёванные многим и поколениями учащихся школы, каким-то чудом пережили катастрофу сноса здания и строительства нового. Но кубки, грамоты и медали – это не традиции. Это история. Традиции – это продолжение процесса. Т.е. реальное дело, а не тень его славного прошлого. А с реальными делами - полный швах. Я не спрашиваю: когда СОШ 54 в последний раз выиграла эстафету 9 мая. Ту, в которой поднималась на первую ступеньку пьедестала почёта более 20 раз. Я спрашиваю: когда школа в эстафете последний раз участвовала? Отвечу. В 2019 году. Как раз тогда, когда новая директриса школы решила развалить то, что создавалось три десятка лет, но обещала сохранить традиции.
И вроде как не обманула: место кубкам в новой школе нашла. Только это уже не традиции, а музей.
К слову и само новое здание школы в каком-то роде символ той же самой идеологии внешнего сходства с эталоном. Внутри оно действительно выглядит эффектно. Большие зоны рекреации, светлые кабинеты с умывальниками в каждом классе. Только зачастую это та же картинка, создающая иллюзию идеала.
Пол в спортивном зале имеет резиновое покрытие. Кто-нибудь подумал: как на таком покрытии играть в волейбол или баскетбол? Это покрытие гарантирует повреждение связок стопы и колена. Кто будет отвечать за травмы? Учитель или проектировщик, сэкономивший деньги на деревянном покрытии?
Спортзал находится непосредственно над актовым залом. Т.е., одновременно проводить мероприятия в этих помещениях нельзя.
Стены между классами и коридорами выполнены из гипсокартона. Как долго они проживут?
Облицовочная плитка на полу и лестничных пролётах смотрится вполне эффектно. Во только сколы на ней стали появляться ещё до того, как в здание зашли первые ученики.
Но и самое главное. Явные недостатки проекта и халтурка на фасаде – мелочи, с которыми можно смириться. Только школа – это не просто здание, в которое ученики приходят к первому звонку и из которого уходят после звонка последнего. Здесь дети должны вырасти в грамотных, патриотически зрелых и образованных людей. А образованных, грамотных патриотов могут вырастить только квалифицированные, опытные и любящие свою профессию и страну учителя. Те, которые в школе были. Те, которых новая администрация из школы выжила или, скажем так, нейтрализовала.
Бывшие ученики школы переживают по поводу бездарных барельефов. Зря переживают. Барельефы – мелочь. Переживать нужно за школу.