NFT стало словом 2021 года. Об этих трех веселых буквах слышал уже каждый. Технология по-прежнему вызывает самые разные эмоции, заставляя людей проходить через все стадии от отрицания и гнева до финального смиренного принятия.
Во многих странах NFT – это уже элемент привычной реальности, который является как произведением цифрового искусства, так и хорошим маркетинговым инструментом. Именно поэтому все мы видели дорогущие картинки пиксельных панков или слышали об очередной коллекции цифровых вещей от Gucci.
А что там с NFT у нас? В этой статье рассмотрим самые интересные российские проекты, которые, надеемся, приведут вас в стадию принятия этой чудесной технологии.
BEFREE
Пожалуй, самым громким применением NFT на российском рынке для создания инфоповода стала NFT-коллекция “Befreeks” от российского бренда одежды Befree.
Коллекция была представлена в виде птиц-маскотов бренда, которые раздавались совершенно бесплатно случайным образом всем желающим. Каждый обладатель NFT получал “вечные” скидки на реальные коллекции Befree, а также доступ к виртуальным проектам: вечеринкам в метавселенных и цифровым образам.
“Befreeks” – это первый шаг Befree в освоении мира WEB3. В настоящее время ренд также уже создает образы в метавселенной Roblox и запустил микро-медиа “Befree Web3” о цифровой моде в Telegram.
В рамках своего нового проекта Befree Co:Create бренд стал осваивать phygital*-реальность, запустив мини-капсулу футуристических цифровых образов, которые можно бесплатно примерить в AR-приложении Snap.
Посредством этого проекта бренд активно взаимодействует со своей аудиторией, давая им трибуну для самовыражения и проявления своих талантов. Так, авторами капсулы выступили цифровые дизайнеры, которые победили в конкурсе Befree Denim Punk, проводимом совместно с группой «Щёлочь».
*Phygital (от англ. physical + digital — физический и цифровой) — маркетинговый термин, описывающий сочетание цифрового и физического опыта, в т. ч. дополненной и виртуальной реальности, который меняет представление о продуктах и обеспечивает потребителям новый опыт.
Слова будущего
Самым трогательным проектом, сочетающим в себе благотворительность и технологии является спецпроект созданный совместно креативным агентством “СОЛЬ” и благотворительным фондом “Живи сейчас”.
В рамках проекта “Слова будущего” люди с боковым амиотрофическим склерозом (БАС) рассказали о своих жизненных ценностях. Их истории с помощью современных технологий “запечатали” в NFT-капсулы с музыкальным сопровождением от популярных артистов (Гречка, Элона Миллер, Charusha, «Дайте танк (!)» и Anacondaz).
Боковой амиотрофический склероз (БАС) – это редкое нейродегеративное заболевание, которое постепенно отнимает у человека возможность двигаться, глотать, дышать и забирает у него голос. Эта особенность заболевания и сформировала основную идею проекта – увековечить самые важные слова для будущих поколений.
Технология блокчейн, позволяющая надежно хранить данные в непрерывной последовательной цепочке блоков, прекрасно подходит для таких целей. Как отмечает Дмитрий Чигирин (креативный директор “СОЛЬ”): “NFT — это хороший инструмент доказательства подлинности. То, что нельзя изменить или подделать. Как голоса героев проекта «Слова будущего». Они настоящие, живые, истинные. И хочется, чтобы они остались такими всегда. Сквозь времена и эпохи”.
Средства от продажи NFT-капсул на маркетплейсе Disintar пойдут в фонд «Живи сейчас» на поддержку людей с диагностированным БАС.
NFT для петербургского девелопера Glorax
NFT-коллекция для петербургского девелопера Glorax была представлена в виде виртуальной помощницы Lora компании, перенесенной в атмосферу времен Достоевского. Образ персонажа вдохновлен модой XIX века, а «остров» был срисован с Кузнечного переулка 5, где писатель работал над романом «Братья Карамазовы».
Однако, самое необычное в этой коллекции то, что проект был разработан анонимной творческой командой. Glorax, в свою очередь, узнали об этом событии лишь из новостей.
Новость про NFT-дроп с Lora вышла в ряде СМИ и Telegram-каналах и в совокупности собрала десятки тысяч просмотров.
DEIP Metaverse City
В июне креативная команда BALAGAN в коллаборации с метаверс экосистемой Arhead.io и архитектурной мастерской Atrium открыли DEIP Metaverse City – пространство в метавселенной для креативной индустрии, представляющее собой целый цифровой город со спроектированными зданиями и площадями.
DEIP Metaverse City состоит из пяти локаций: трехэтажной выставочной зоны, лабиринта с десятками пересекающихся улиц, а также тоннелей и площади с амфитеатром. Главная достопримечательность – инсталляция знаменитого американского художника Джеффа Кунса – Balloon Dog (Blue).
В самом начале всех посетителей города встречает аватар директора DEIP алекса Шкора, который на протяжении всего пути сопровождает гостей, рассказывая им о локациях мегаполиса, механиках и дальнейших планах. Кульминацией путешествия по DEIP Metaverse City является запущенный луч света над мегаполисом, который знаменует открытие Mainnet*.
*Mainnet (основная сеть) – полностью запущенный блокчейн, который обеспечивает функциональность для передачи цифровых активов.
Целью проекта являлось создание пространства для встречи креаторов со всего мира, где они могли бы обмениваться опытом, знаниями и сотрудничать, что способствовало бы переходу к децентрализованной креативной экономике.
Как отмечает Иван Пузырев (сооснователь Arhead.io): “Метаверс — это следующее измерение интернета, и наша задача дать свободу креаторам, свободу создавать свои миры в новом измерении, создавать ценность для своей аудитории”.
NFT от Эрмитажа
Государственный Эрмитаж стал настоящим консервативным инноватором – консервативным музеем, использующим новейшие технологии. Музей запустил проект “Ваш токен хранится в Эрмитаже”, в рамках которого были созданы токенизированные копии пяти произведений из его коллекции, которые были выставлены на аукционе криптобиржи Binance.
Подлинность “цифровых произведений искусства” была также подтверждена: все цифровые копии были подписаны директором Государственного Эрмитажа Михаилом Пиотровским, который также заверил подлинность каждой работы, надписав дату и время их подписания; место подписания – залы Эрмитажа – также закреплено в метаданных.
Идея превращения классических произведений искусства, являющихся общественным достоянием, в NFT возникла в момент резкого подъема рынка криптоискусства, отправной точкой которого считается продажа работы цифрового художника Beeple на аукционе Christie’s за $69,3 млн. После этого многие музеи стали продавать шедевры мирового искусства в формате NFT.
Однако, Эрмитаж пошел дальше – его NFT хранят больше дополнительных метаданных и плюс к цифровой копии картины покупатель получает видео, запечатлевшее момент ее создания.
Торг за “NFT-картины из Эрмитажа” шел в стейблкоинах* BUSD. Как и на живом аукционе, основной вал ставок посыпался в последние минуты продажи работ.
*Стейблкоин – криптовалюты с устойчивым курсом, чаще всего привязанным к доллару.
Самым дорогим стал NFT с «Мадонной Литта» Леонардо, который был продан за сумму, равную 11 024 527 руб.
Помимо выпуска NFT Эрмитаж провел выставку не в привычном физическом формате, а в виртуальном пространстве. Поскольку NFT-технологии нразрывно связаны с криптобиржами, для создания виртуального пространства использовали их аналог XIX века – здание Биржи на стрелке Васильевского острова.
На виртуальной экспозиции были представлены 38 NFT-объектов, которые демонстрировали различные подходы к их созданию: обращение к образам традиционного искусства, глитч-арт, цифровые скульптуры, проекты о связи реального и виртуального, а также об утопическом видении будущего. Получился некий ликбез по токенизации художественных произведений.