Найти тему
Я с бреветом

Бревет "Малая Пера". Осколок ГУЛАГа

Оглавление

Как мы проехали зимний бревет в июле

С началом известных трагических событий топонимика карт Гармина свихнулась. Поэтому небольшой уточняющий комментарий: поселков с названием Березняги и Здравница в республике Коми нет. Зато есть, соответственно, населенные пункты Вис и Малая Пера (конечный пункт маршрута).

Кстати, о поселке Вис я уже писала. В этот раз прогуляемся чуть дальше.

Старт. г. Ухта, 8.00

Старт. Владимир, Михаил, Алик и я. Все бодрые и свежие.
Старт. Владимир, Михаил, Алик и я. Все бодрые и свежие.

Честно говоря, об этой двухсотке благополучно забыла. Потому что она - зимняя. Это тот самый январский 200-км бревет, который я честно собиралась проехать, но обстоятельства распорядились иначе.

Однако "Легион" трепетно бережет репутацию клуба, в котором за 11 лет существования не был отменен ни один бревет. Так что пришлось ехать. В конце концов, когда еще представится случай проехать январский бревет в июле? Тем более, прогноз наконец подарил нам целую неделю настоящего лета. В таких условиях 200 км - просто приятная прогулка в компании товарищей по клубу.

КП-1. Вис. 70 км. 10.27

-3

Поскольку против несильного, но устойчивого ветра нас тащит бессменный Михаил, жаловаться грех - да и не на что. Медведей и кровососов сдувает летним ветерком, солнышко светит, птички поют, воды и карамелек хватает, трафик в северном направлении практически никакой, природа красивая.

очень живописная речка с неаппетитным названием Вонью
очень живописная речка с неаппетитным названием Вонью

По-моему, я уже когда-то писала, что ландшафты в северном направлении больше напоминают живописные поросшие хвоей плавные распадки Карелии, чем глухую темную тайгу и нервные перепады высот республики Коми. И это действительно так.

-5

Встречное направление ветра вполне искупается нисходящим градусом рельефа: несмотря на локальные подъемы, бОльшая часть пути от границы Сосногорского района идет под уклон 1-2 градуса. То есть обратно эта арифметика будет работать против нас - зато ветер будет попутным.

КП-2. Малая Пера. 11.55. 110 км

-6

Малая Пера - небольшой поселок и железнодорожная станция на участке Котлас-Воркута направления Северо-Печорской магистрали. Собственно, как и все остальные поселки в Коми, этот возник в ходе строительства железной дороги и непосредственно связан с ГУЛАГом.

Самый занятный факт, пока известный мне о Малой Пере - это то, что она располагается практически в географическом центре республики.

-7

Само название населенного пункта - это гидроним, то есть поселок, попросту, тезка протекающей рядом реки. Ичӧт Пера (коми) - правый приток реки Лемью, в переводе означает "Малая река с береговым мусором, наносом, илом". Вот так безыскусно и прозаично. А я-то размечталась, что название поселка как-то связно с мифическим героем северных преданий Перой-богатырем. Ох уж эти девичьи фантазии...

Первые поселенцы в Малой Пере появились в 1930-х годах - это были строители и лесозаготовители. В начале войны, в 1942 году здесь возникло лесохозяйство, обслуживающее железнодорожную магистраль и фронт. В этот же период в поселке стали появляться первые спецпоселенцы - прямо говоря, заключенные. И публика эта была весьма разношерстная, как минимум, по национальному признаку - татары, башкиры, немцы. Именно они, кстати говоря, возвели поселок как таковой, то есть построили деревянные дома. До этого люди жили в землянках. Только не спрашивайте, как 12 лет выживать в землянках на Крайнем Севере. Не знаю, и знать не хочу.

После войны, в годы активного восстановления разрушенного войной хозяйства, в Малую Перу приехали гражданские поселенцы. Здесь появились магазины, школа, детский сад, медицинский пункт и другая вменяемая инфраструктура.

Время расцвета поселка приходится на период 70-конец 80-х годов прошлого века. Зато перестройка убила поселок: население с 1230 человек сократилось до 470 (данные на 2010 год), сейчас, скорее всего, и того меньше.

Сегодня поселок выживает, в том числе, благодаря КС-9, входящей в систему магистрального газопровода Бованенково-Ухта. Довольно забавный контраст - сверкающие новенькие иномарки в деревенских дворах.

Продуктовые магазины в Малой Пере тоже остались. И это весьма кстати - несмотря на откровенно кусачие цены по сравнению с той же Ухтой.

-8

Гостеприимная Екатерина разрешила нам пообедать прямо в магазине. Сок, печенье и круассаны зашли очень душевно. Мы, рандоннеры, народ простой: видим свежую выпечку - сметаем подчистую.

Воды в жаркий день много не бывает
Воды в жаркий день много не бывает

Букет (на фото он приятно оттеняет Михаила) произвел на меня совершенно отдельное впечатление. Сначала я - заметив его боковым зрением - поразилась размеру цветов. В Коми принято опасаться чрезмерно больших растений - это признак радиации. При ближайшем рассмотрении я обнаружила, что цветы искусственные, более того, вся композиция вместе с милой пластмассовой вазочкой продается... за 3 тысячи рублей. И испугалась уже цены.

В общем, цветы мы брать не стали. Взяли круассаны, сок и воду.

Как ни жаль было уезжать из уютного нагретого июльским солнцем поселка - бревет сам себя не проедет. Эх.

Самый правый - мой:)
Самый правый - мой:)

КП-4,5. Керки. 100 с чем-то там километров. 14.37

-11

В Висе отметиться забыли. Да еще и потеряли Володю по пути. Сами не поняли, как так вышло. Поэтому сделали незапланированную остановку у поворота на Керки - зарегистрировать КП и дождаться товарища. Как выяснилось позже, товарищ пробился и, видимо, проводил наши горбатые спины тихими незлыми словами. Стыдно:( Но уж очень хорошо летелось за Михаилом по попутному ветерку.

200 км. Ура, план выполнен! 15.46. Время прохождения - 7 часов 46 минут.

-12

Вышли из 8 часов, что еще нужно для счастья?

Ааааа, точно. Доехать до дома.

Каких-то 14 км осталось.

-13

Всем Ride On, интересных покатушек и хорошей погоды!