Найти тему
Хижина дяди Ромы

Павел Санаев. "Похороните меня за плинтусом"

Признаюсь честно, русские книги даются мне с каким-то особенным трудом. И дело не в какой-то предвзятости. Просто они как правило ощущаются куда ближе, чем истории о мифическом "забугорье", которое, может быть, и не существует вовсе.

Лежит у меня на полке одна книжица, которая пробрала меня настолько, что я бросил её читать, решив, что её время ещё не пришло. И, так как её время не пришло до сих пор, сегодня я расскажу о другом русском произведении, за которое я брался с некоторой опаской.

Что ж, вот я и начинаю путешествие в мир проблемных семей. Ради такого я даже решил вернуться к своей системе оценок. И первой остановкой на этом пути стала в какой-то степени культовая русская повесть Павла Санаева.

Что ж, поехали!

Павел Санаев. "Похороните меня за плинтусом"

Год издания: 1996

Жанр: автобиография, драма

8-летний мальчик Саше Савельев живет у бабушки, потому что та не доверяет воспитание ребенка своей дочери, у которой новый муж и которая, по мнению бабушки, беспутная. Бабуля, настоящий тиран, и мать рвут ребенка на части.

Да. Существуют песни, которые звучат, как нечто весёлое или, как минимум, позитивное, но, стоит вслушаться в текст, и сразу обнажается жуткий сюжет. Например, "Maxwell's Silver Hammer" группы "Битлз" рассказывает о каком-то маньяке с молотком, а популярный пару лет назад трек "Pumped Up Kicks" коллектива "Foster The People" вообще-то про парня, пришедшего в школу с оружием.

"Похороните меня за плинтусом" — такая же песня, но в литературном формате. Поначалу нарочито детский стиль повествования вызывает улыбку, а временами заставляет смеяться в голос. Причитания бабушки звучат как забавные присказки, а ссоры между домочадцами воспринимаются как-то по-житейски, мол, у всех так было. Но вот ты погружаешься в роман всё глубже, краска детской шутливости облупляется, обнажая ржавое нутро. Уже в середине произведения становится страшно, а под конец, когда весь юмор улетучивается окончательно, начинаешь чувствовать себя... тяжело.

Получается интересный контраст. Читается книга легко, но читать её бывает очень сложно. Как раз из-за того, что представляется всё происходящее живо и слишком уж искренне. Слишком уж "близко к дому". И не потому, что "О, у меня было так же", а оттого, что всё это действительно может быть, и многие из нас видели, слышали, а может даже и переживали нечто подобное.

И в подобной живости ситуаций и образов нет ничего удивительного, ведь "Плинтус" — повесть автобиографическая. Пусть Павел Санаев и изменил имена действующих лиц, но детство он описал своё собственное. Так, "карли-кровопийца" дядя Толя — это известный советский актёр Ролан Быков, отчим Павла, а дедушка — народный артист СССР Всеволод Санаев. После прочтения повести как-то по-иному воспринимается тот факт, что кот Базилио и лиса Алиса из культовых "Приключений Буратино" — это те самые мама и папа, который Санаев описал в романе.

И я бы мог ещё долго хвалить "Плинтус", но лучше сделать это в сравнении с его же экранизацией.

-2

"Похороните меня за плинтусом"

Страна: Россия

Год выхода: 2008

Жанр: драма

Режиссёр: Сергей Снежкин

Авторы сценария: Сергей Снежкин, Павел Санаев

В ролях: Александр Дробитько, Светлана Крючкова, Мария Шукшина

Нет. Ещё одна экранизация, за которую обидно. Но обидно как-то по-злому. Бездушное, плоское и ядовитое кино, упивающееся своей нарочитой трагичностью. Показательный факт: изначально режиссёром фильма хотел выступить сам Павел Санаев, но отказался и заявил, что из его повести сделали «чернуху, в которой бабушка ненавидит внука и всячески сживает его со свету».

Но разве же книга не о том же самом?

Нет. Персонажи повести — личности сложные, неоднозначные. Да, бабушка, несомненно, тиранит и как сейчас модно говорить "абьюзит" ребёнка, но в то же время она его любит — извращённой, неправильной любовью, но достаточной хотя бы для неё самой. Дедушка — забитый подкаблучник, разъезжающий по гастролям лишь затем, чтобы сбежать из дома. Но в то же время он не может бросить свою супругу из чувства ответственности и благодарности. Сам Саша Савельев тоже не просто "груша для битья". У него есть характер. Он хитрит, приспосабливается, выкручивается и хранит в душе единственный лучик света — редкие воспоминания о маме.

В фильме нет и намёка на глубину. Если вы распечатаете кадры с главными героями на принтере и повесите на стену, то их образы всё равно будут объемнее, чем в фильме. Назвать здешних персонажей "картонными" — сделать им комплимент. Это даже не карикатура на первоисточник, это абсолютная беспомощность. Бабушка просто злая. Саша Савельев — просто истеричный нытик (хотя за несколько лет житья при таком деспотизме, он бы держал язык за зубами хотя бы из страха). Отдельно отмечу, что речь идёт именно о персонажах, а не об актёрах — оба титульных актёра сыграли очень даже хорошо. Не без переигрываний, но при нелепости здешней постановки (о чём позже) это было ожидаемо.

С остальными персонажами дела не лучше. Дедушка — ровно та же бабушка, только бас погромче. Он точно также третирует внука, ни в чём не уступая супруге. Зачем он здесь нужен, если его функцию гораздо эффективнее выполняет другой персонаж? А чёрт его знает.

А уж про родителей... Бррррррр.

В оригинальном произведении мама для мальчика — настоящий свет и причина жить. Да, она отдала Сашу бабушке и уехала к "карлику-кровопийце" в Сочи, но она никогда не отказывалась от него. Она была для Саши редким, но ярким счастьем, единственным праздником в его жизни. И всегда она пыталась его вернуть.

Таким же был и его отчим, дядя Толя, тот самый "карлик-кровопийца". Бабушка рисовала перед внуком страшный образ безработного пьяницы, мечтающего сжить со свету всю семью Савельевых и захапать себе всё имущество. На самом же деле, дядя Толя (то есть, Ролан Быков) — благородный и рассудительный человек, не желающий зла никому. Да, раньше у него были проблемы и с работой, и с алкоголем, но к моменту финала романа он уже несколько лет был "в завязке", да и впереди его ждали радужные перспективы.

А что в фильме? О матери мы не знаем толком ничего. Почему она бросила ребёнка? Этого никто толком не объяснит. Почему она видится с сыном лишь раз в год (в оригинале она приезжала к нему каждый месяц и ценила каждую минуту)? А фиг знает. Нам роде как говорят, что чаще её не пускают. Но дело то ли в постановке, то ли в актёрской игре, но кажется, будто матери сын и не нужен толком.

А уж отчиму он не нужен и подавно. Тупой, злобный пьяньчуга в какой-то момент натурально заявляет: "Сама ж говоришь, что он скоро сдохнет. Забей на него, давай нового сделаем".

В итоге, так ли нужно спасать ребёнка от бабушкиной тирании, если с другой стороны его ждёт то же самое, только помоложе? Аксиома Эскобара. И финальная сцена это подтверждает.

И самое отвратительное в том, что в этом, судя по всему, и состояла цель экранизации. Тяжёлую, но оптимистичную повесть превратили в плоскую лужу чернухи, в которой нет ни ответов, ни интересного взгляда на проблему. Это просто история о том, что все вокруг — мрази. Как было сказано в одной из рецензий: "Если в повести было понемножку жалко всех, то в фильме — никого".

Я люблю тяжёлые истории. "Реквием по мечте" тому доказательство. Но если "Реквием" и можно назвать простой демонстрацией факта, то демонстрация эта хотя бы пропитана состраданием и осознанным трагизмом. Экранизация "Плинтуса" же — безыдейный мрачняк в стиле "нате на лопате".

И можно было бы сказать, что режиссёр, мол, художник, и он так видит. Но художник-то из него хреновый. Как и сценарист.

Представьте себе картину: Муж с женой сидят в кафешке, тут в неё заходит какой-то карикатурный кавказец, бесцеремонно берёт с их столика их же бинокль и говорит: "Слыш, мужик, продай!" И да, это, типа, чеховское ружье, и позже муж пойдёт к этому кавказцу продавать этот самый бинокль. Но неужели "заряжать" это ружье надо было столь топорно и тупо? Да если бы все чеховские ружья были бы такими, Чехов сам бы из их первым застрелился.

Плюс, поставлен эта сцена тоже по-идиотски. Как заметила моя супруга, от двери к столу кавказец идёт СЛИШКОМ уж долго, из-за чего между актёрами возникает затянутая неловкая пауза, которую никто из них не догадался заполнить даже междометиями.

В сцене истерики бабушки, её руки между кадрами то елозят по лицу, то дергаются вдоль туловища. И казалось бы,перемести ты камеру, спрячь руки за кадром, но режиссёр как-то не допер. У него с ракурсами вообще беда. Когда Сашу Савельева моют в ванной, мальчишка-актёр светит причиндалами прямо в камеру. И дело не в моём морализме, а в отсутствии вкуса у режиссёра.

Финальный гвоздь в крышку гроба — собственно финал. из фильма пропал пронзительный и потрясающе глубокий монолог бабушки, раскрывающий и её как человека и всю её мотивацию. На это у двухчасового фильма времени не хватило. Зато времени хватило на идиотскую сцену обсуждения "еврейскости" отчима и последовавших за этим пьяных танцев в кафешке. Что это было? Накой чёрт оно здесь? В книге об этом и буквы не было, да и в фильме оно ни к чему не ведёт.

Не тратьте время на этот шлак. Лучше прочтите книгу. Серьёзно, книга читается часа за четыре. Фильм идёт почти два. Разница во времени минимальна. Разница в качестве несравнима.

Киношный "Плинтус" подобен киношной же "Высотке" — из первоисточника выбросили всю глубину и суть, оставив лишь чернуху, и слепили из неё несъедобный кулич. Спасибо, ешьте сами.

Небольшой отрывок, немножко "в тему". Стиль автора можете оценить сами
Небольшой отрывок, немножко "в тему". Стиль автора можете оценить сами

Чтобы не завершать статью на негативе, замечу, что по итогу повесть вызвала у меня добрые воспоминания. Не только потому, что "у меня всё было не так", а по-настоящему добрые и забавные моменты из моей жизни с бабушками. Как мой дедушка Женя однажды сварил абсолютно несъедобную рисовую кашу, но никто из нас двоих в её несъедобности не признавался, так что мы оба ели её, тайно давясь слезами.

Как я, лет в 8-9, сидя в гостях у бабушки Али рассказал всем её подругам какой-то пошлый анекдот, и все вокруг покатились со смеху.

Как бабушка Галя приносила из больницы, где он работала акушеркой, всякие вкусняшки, а по пятницам мы с ней ходили на базар, где продавались разные игрушки.

В общем, много всего.

Хорошая книга. Да, тяжёлая, но оттого и здорово, что при всей этой тяжести, ни Саша Савельев, ни Павел Санаев не утратили воли к жизни и душевного света.

А теперь я пойду читать что-нибудь совершенно иное...