Я писала про соседство мечетей и православных храмов, которое приятно удивило меня. Мой хостел находится напротив церкви, а по углам квартала мечети. В нём слышно колокола и азан (призыв к молитве у мусульман). Но однажды один художник решил, что такое дружное соседство религий – это слишком мелко, поэтому сделали супер-соседство религий – Храм всех религий! Это супер комбо, объединяющее в себе кучу религиозных символов, не только христианства и мусульманства, а ещё индуизма, буддизма, кришнаизма и т.д. И всё это в одном здании!
Приготовьтесь, будет много фото. Я их постаралась компактно спрятать в галереи.
Всякие зачинщики крестовых походов на иноверцев в гробу бы перевернулись, узнав об этом. Но храму на это наплевать, он цветёт и с каждым годом становится всё больше.
На самом деле культурный комплекс не признан храмом ни одной из религиозных конфессий. Поэтому здание называется «международный центр культурного единения» и служит чем-то вроде музея разных религий.
Каждый может сам доехать до храма из Казани в село Старое Аракчино. Можно добраться на машине, можно на общественном транспорте: электричка от д/ж вокзала или автобусы №2 и №45. Я ехала на автобусе №2, он единственный ходит из центра Казани.
Я ездила самостоятельно, но храм входит во многие экскурсионные маршруты, поэтому его можно посетить с экскурсией. Но не во все экскурсии входит посещение храма. Привезут, покажут снаружи и поедут дальше.
Вход в храм стоит 200 рублей, но считается как пожертвование и при желании можно пожертвовать больше. Весь храм строится на пожертвования. Можно взять экскурсию по храму для группы от 5 человек.
Храм строят две брата-акробата художника: Ильдар и Ильгиз Хановы. Точнее строили, но один из братьев, идейный основатель, умер и второй воплощает идею брата.
Сама концепция храма проста и понятна: много комнат, оформленных в стилях разных религий. Почти все комнаты проходные и постепенно ведут от входа (кассы) до выхода, который тоже находится около кассы. Получается нужно совершить круг и обойти все помещения.
За время существования храма в нём построили много комнат и потихоньку достраивают. Обзор начинается с комнаты древних религий, где смешались все религии: славянские настенные панно с богами Рода и Лады, витраж со славянским календарём с животными, герб Чингисхана – голубь со свастикой и масонские глаза. В каждом зале есть табличка с кратким описанием зала.
Следующим залом идёт зал православного христианства. Если честно этот зал вызвал у меня ужасное чувство неудобства. Меня часто в детстве водили в церковь. Каждый раз при входе в церковь нужно было креститься, не бегать, не кричать, разговаривать шёпотом и вести себя ниже травы, тише воды. В церкви нужно вести себя благоговейно и с трепетом входить в дом божий. А здесь проходной двор и никакой благоговейности. Будь я ярым христианином, я бы сказала, что это оскорбляет мои чувства верующего, но я уже давно не ношу крестик. Поэтому православный зал доставил мне небольшой дискомфорт, войдя в диссонанс с моими воспоминаниями.
Далее идёт египетский зал. Много фресок и саркофагов, знакомых очертаниями ещё с учебников истории со школы. Ощущение как будто в музей попал, а не в место, связанное с религией.
Рядом должен находиться мусульманский зал, но вместо него в комнате проходит выставка картин татарских красавиц, приуроченная к какому-то событию, связанному с Сююмбике. Среди портретов есть портрет матери художника. Довольно любопытно, почему вместо мусульманского зала выставка картин? Мусульмане же не пригрозили художнику за оскорбление веры?
Если кому-то интересно, то можете прочитать легенду Сююмбике, которая тоже была распечатана и вывешена в зале.
Следующую комнату уже по праву можно назвать полноценным залом со сценой, рядами кресел и балкончиком для зрителей – католический зал.
Около католического зала находится буддийский зал: яркий, красивый, красный, со множеством деталей. На противоположных стенах зала висят зеркала и кажется, как будто зал намного больше, чем он есть на самом деле. В зале стоит стол и проходят какие-то мастер классы.
От буддийского зала есть лесенка на второй этаж, в зал, посвящённый индуизму. В центре зала стоит четырёхрукий Шива. В моё посещение зал был немного недоделанным, Шива стоял в обмотках полиэтилена и в зале были какие-то строительно-ремонтные материалы. В этом зале есть выход на балкон, с которого можно осмотреть зал, но он тоже слабо обустроен с неудобной лестницей.
Залы буддизма и индуизма не проходные, они стоят обособленно в отдельной башне.
В теории в католическом зале нужно повернуть назад, подняться на второй этаж и пойти в зал кришнаизма. Таким образом завершить круг и посмотреть всё без повторений.
По пути к залу кришнаизма встретится творческая мастерская и выставочный зал с разными экспонатами. И только потом зал кришнаизма со множеством фресок из жизни Кришну.
Но среди этих фресок с жизнеописанием Кришну затесалась фреска с героями советских мультфильмов в тропическом лесу. Я сначала заметила только ёжика в тумане, по при детальном рассмотрении фрески нашла и других героев.
Последняя комната перед выходом – это выставка картин. Но самая ироничная часть – табличка «Не забудьте сделать фотографии» под изображением Христа. В большинстве церквей висят объявления, что фото запрещены, а здесь специально напоминают о фото.
В зале с выставкой идёт спуск на первый этаж с разукрашенной лестницей под картину Ван Гога «Звёздная ночь». Круг заканчивается, снова касса и выход.
Но, если в католическом зале не повернуть назад, а пойти вперёд, то органично выстроенный маршрут с религиозной тематикой рассыпается. За сценой в католическом зале неожиданно появляется выставка картин художника в суровом советском стиле без изысков и деталей.
Можно было бы подумать, что на этом религиозная часть заканчивается. После сцены идёт закулисье, где художник отошёл от религии и сделал выставку своих картин.
Но после выставки картин идёт переход в другое здание и там появляется зал с татарскими шамаилями. Тема религии продолжается.
Если пройти дальше, то можно попасть в ещё один выставочный зал. Зал с картинами - последний зал, который выглядит законченным. Дальнейшие помещения выглядят незаконченными, с голыми кирпичными стенами и полупустыми проходами с лежащими строительными материалами. Казалось бы, дальше проход закрыт, идти нельзя, но предупреждающих табличек, что дальше нельзя идти, нет. При этом если идти дальше, то можно выйти к комнатам с какими-то экспонатами и картинами.
Получается двоякая ситуация, и ремонт продолжается, храм всё ещё оформляют, и при этом в незаконченных помещениях что-то уже выставляется и на это можно посмотреть. По незаконченным помещениям ходят посетители. Если бы я была одна в коридорах, я бы задумалась, правильно ли я иду, но если другим людям не запрещают ходить, значит это считается продолжением осмотра храма.
Кроме того, что в незаконченных помещениях пыльно, там ещё можно ноги переломать на лестницах. Лестницы максимально неудобные, хотя и выглядят интересно с художественной точки зрения.
Вторая часть портит облик всего комплекса. Приходишь посмотреть на разные залы с религиями, а тебе встречаются выставки с картинами и какие-то пыльные залы. Мне кажется, чтобы не портить впечатление, лучше закрыть такие помещения, чтобы по ним никто не ходил.
Идея комплекса интересная, но долгострой немного портит впечатление и смешение выставочных залов немного сбивает с толку. Я пришла в «храм всех религий», а смотрю на выставки. Даже если выставки связаны с религиозной тематикой, и я люблю изобразительное искусство, то это всё равно немного не то, что ожидаешь от «храма всех религий».
А что вы думаете?
Спасибо, что дочитали до конца. Если вам понравилось — не забудьте поставить лайк и подписаться.