Давным-давно, в старые добрые времена (еще в прошлом тысячелетии это было) поехали мы со студентами на полевую практику по зоологии. И там-то однажды попалась мне здоровенная ночная бабочка, на спине у которой явственно проступал рисунок в виде лица, да еще улыбающегося. До этого я только про одну такую бабочку читал - про бражника "Мертвая голова". Правда, у того рисунок черепа, а не лица, да и на бражника встреченное мной насекомое было не особенно похоже. Но как-то сразу подумалось, что именно этого бражника я и встретил. Только потом, порывшись в определителе, понял, что это совсем другая бабочка - древоточец пахучий.
Личинку древоточца я к тому времени уже хорошо знал. Нередко попадается где-нибудь на полевой дороге громадная толстая гусеница ярко-розовая, или мясной расцветки. Ползет она куда-нибудь, без ясно выраженной цели. если посадить в банку и попытаться накормить - ничего не ест. Есть она и не должна в этот момент - ползущие по дорожкам гусеницы уже закончили свое развитие, и теперь ищут они, где бы в укромном местечке окуклиться. Перед окукливанием гусеница плетет плотный кокон. Доводилось их находить между дровами, под лежащими на земле досками и в других подобных местах.
Питание гусеницы древоточца тоже не обычное для гусениц. Кормятся они не листьями, а живыми тканями древесных стволов, в которых и прогрызают ходы. Дерево от этого, понятно, страдает. Но бабочка у нас эта не так уж многочисленна, и серьезного вреда деревьям не наносит. Кажется, особой ее любовью пользуется ива, поскольку чаще всего гусеницы попадаются в тех местах, где растут эти деревья, а нередко рядом никаких других и нет, например, в пойме Оки.
Конечно, в тот далекий год, когда я встретил древоточца впервые, сфотографировать его не было возможности, поскольку цифрового фотоаппарата у меня тогда не было, да и сотовый телефон, даже кнопочный, появился лет через пять. Поэтому, когда я прошлым летом опять встретил такую гусеницу, решил взять ее домой и предоставить все необходимое, чтобы получить-таки бабочку. К моему удивлению, в куколку гусеница превращаться все не желала, хотя кокон сделала. Зимой тоже она так и оставалась гусеницей. Температура около минус трех, которая бывала иногда в деревенском доме, ей не повредила. И в конце июня получилась-таки бабочка с улыбкой на спине.
Т такую вот оболочку от куколки я нашел потом у себя, разбирая старые доски. Видимо, тоже древоточца, по крайней мере, по размеру вполне подходит.