Революционер
С этого момента исчезает доктор Сунь Ятсен, и появляется философ и революционер. Покинув родину, он не отказался от борьбы за власть. Проигрыш в войне 1894-1895 годов Японии только утвердило мнение Ятсена в необходимости смены правящей маньчжурской династии. Абсолютная монархия себя исчерпала. Колониализм и продажные чиновники убивают Китай. Смена элит, по мнению Сунь Ятсена, была жизненно необходима, для возрождения величия страны.
Первая попытка восстания закончилась неудачей. Октябрьское восстание 1895 года было подавлено при содействии английской администрации. Выступление «Союза спасения Китая» потерпело неудачу, а Сунь Ятсен был объявлен в розыск.
Подготовка революции совмещалась с процессом самообразования. В Лондоне политик посещал местную библиотеку, заводил полезные знакомства. Инцидент с задержанием в китайском посольстве сделал его известным в западном мире. Пользуясь вниманием прессы, Сунь Ятсен постарался в выгодном свете представить себя и свою позицию для западной публики.
Поиски поддержки приводят революционера в Японию. Зная, что японское правительство недовольно отношением европейских держав и стремиться развить идеи паназиатства, Сунь Ятсен предлагает свои услуги по сближению позиций двух стран, но японские власти делают ставку на другого кандидата.
Попытки расшатать ситуацию в Китае происходили постоянно. Тактика опоры на действия многочисленных тайных обществ себя не оправдала. Вплоть до 1911 года они заканчивались безрезультатно.
Всё изменилось с началом Учанского восстания в октябре 1911 года. Бунт, произошедший в артиллерийском дивизионе Учанского уезда, привёл к Синьхайской революции. Маньчжурская династия, правившая Китаем 300 лет, пала.
Сунь Ятсен в срочном порядке возвращается в Китай и принимает участие в революционных действиях. Политическая обстановка сложилась таким образом, что для противовеса военачальнику Юань Шикаю, необходимо было найти стороннего человека. Таким человеком стал Сунь Ятсен, только что вернувшийся из-за границы. В конце декабря 1911 года Нанкинская конференция избирает его временным президентом Временного правительства.
Недолгие 40 дней правления запомнились бурной деятельностью по объединению сил республики. От своего президентства Сунь Ятсен отказался в пользу Юань Шикая.
Уйдя с поста, Ятсен в 1912 году создал политическую партию Гоминьдан. Уже в следующем году новая сила начинает борьбу с президентом Юань Шикаем, вознамерившимся возродить монархию. Внезапная смерть президента в 1915 году становится причиной начала новой милитаристской эры в Китае. Раздробленная страна погружается в хаос безвластия.
В последние годы жизни для Сунь Ятсена главнейшей целью становится объединение Китая. Для осуществления этого устремления Гоминьдан соглашается сотрудничать с Коминтерном и Коммунистической партией Китая. Сунь Ятсен разрабатывает план Северного похода, нацеленного военным путём собрать китайские земли под одним управлением.
Северный поход сможет покончить с милитаристами и вернуть стране государственность. Однако до этого момента Сунь Ятсен не доживёт. Он скончается от внезапной болезни в 1925 году.
Единовластие Гоминьдана будет недолгим и противостояние с ушедшими в подполье коммунистами развернётся с новой силой. Только в этом не будет вины Сунь Ятсена. Он, как лидер партии, призывал не разрывать отношений с Советским Союзом и ставить Китай выше собственных политических амбиций. Приемник власти – генерал Чан Кайши решит идти своим путём, но заветы Сунь Ятсена для Гоминьдана будут так же святы, как и для китайских коммунистов.
Философ
Сунь Ятсен не успел написать многотомные философские трактаты при своей жизни. Знакомство с западной мыслью случилось в его жизни раньше познания трудов китайских мыслителей. Занятость политической борьбой не позволяла вести уединённый образ жизни и фокусироваться на собственных мыслях.
Христианство, конфуцианство, даосизм и труды античных авторов уживались в его голове и порождали причудливые формы. Всё, что осталось после его смерти, выходило отдельными статьями в газетах, черпалось из личных переписок с друзьями, фиксировалось на публичных выступлениях с единомышленниками.
Более других в его философских измышлениях выделяются «Три народных принципа»:
- Принцип национализма. Возвращение власти китайкой нации, Сунь Ятсен считал одним из трёх столпов новой китайской национальности. Народ не сможет стать нацией без возвращения суверенитета. Сохранение своей уникальности и недопущение растворения в других культурах и народах, должны стать основополагающей для создания китайского государства;
- Принцип народовластия. Излишние свободы ведут к распущенности общества. Отрицая западный путь развития демократии, Сунь Ятсен заявлял, что не существует абсолютного равенства. Народовластие – это не учёт мнения народа, а механизм направления и воспитания. Разделение властей на три составные части является недостаточным. К уже имеющимся необходимо добавить контрольную и экзаменационную;
- Принцип народного благосостояния. Ключевой и самый спорный пункт в философии Сунь Ятсена. Именно по этому принципу должна измеряться деятельность любого правительства. Главным держателем земли должно быть государство, а не частный собственник. Классовая борьба не приводит к прогрессу общества, а часто является причиной его регресса. Целью государства должна быть забота о благосостоянии собственных граждан.
В 1940 году власти Гоминьдана присвоили Сунь Ятсену титул «Отца нации». Его память чтут и власти материкового Китая, и правительство островного Тайваня. «Три народных принципа» лежат в основании КПК и Гоминьдана.