Найти в Дзене
Просто про жизнь

Не сошлись характерами. Мысли по поводу

«Не сошлись характерами», – такую причину тридцать пять лет назад я указала в заявлении на развод. Брак оказался коротким. Мне было двадцать пять. Может, поэтому и зацепило название фильма Николая Александровича по сценарию Аркадия Инина (а он всегда интересен), мелькнувшее в ленте. Фильм восемьдесят девятого года, но тогда почему-то прошел мимо меня. Решила посмотреть. Фильм начинается с того, что на консультацию к психологу приходят со своими проблемами люди. Сейчас это вполне естественно, а тогда… Тогда профессия психолога была довольно экзотической. – На работе я начальник отдела, меня уважают, но дома… Жена и теща меня не просто победили, они меня уничтожили. Я просто исполнитель их желаний... – Его мама определяет наш бюджет, она ходит с нами в кино, представляете, втроем… – Она сняла свадебное платье, влезла в домашний халат и теперь из этого халата не вылезает… – таковы веские причины разводов. Люди не могут разобраться с элементарными проблемами сами, и совет психолога часто

«Не сошлись характерами», – такую причину тридцать пять лет назад я указала в заявлении на развод. Брак оказался коротким. Мне было двадцать пять.

Может, поэтому и зацепило название фильма Николая Александровича по сценарию Аркадия Инина (а он всегда интересен), мелькнувшее в ленте.

Фильм восемьдесят девятого года, но тогда почему-то прошел мимо меня.

Решила посмотреть. Фильм начинается с того, что на консультацию к психологу приходят со своими проблемами люди. Сейчас это вполне естественно, а тогда… Тогда профессия психолога была довольно экзотической.

У каждого своя боль
У каждого своя боль
На работе я начальник отдела, меня уважают, но дома… Жена и теща меня не просто победили, они меня уничтожили. Я просто исполнитель их желаний...
– Его мама определяет наш бюджет, она ходит с нами в кино, представляете, втроем…
– Она сняла свадебное платье, влезла в домашний халат и теперь из этого халата не вылезает… –

таковы веские причины разводов.

Люди не могут разобраться с элементарными проблемами сами, и совет психолога часто становится для них откровением.

В главной роли – Ирина Мирошниченко. Необыкновенно хороша! В фильме ей сорок пять, в жизни – чуть больше. Когда смотришь на таких красивых женщин, думаешь, что им не могут изменять. Жизнь показывает обратное.

Фильм вызывает ностальгические воспоминания: а что было в восемьдесят девятом?

Приходилось так же, как героиня, ездить на работу в переполненном автобусе, покупать на первых стихийных рынках то, чего не было в магазине…

И вот на консультацию к психологу приходит юное создание, циркачка (Ольга Машная), которая хочет построить отношения с человеком вдвое старше ее. Излагает все правильно, логично.

Вам советы психолога не нужны"
Вам советы психолога не нужны"
– Я понимаю, что Ваша задача – сохранить семью, а я как раз наоборот. Но ведь бывает, что старая семья не удалась, а новая очень удается. Ведь бывает? – требует она у психолога подтверждения своих взглядов.
– Бывает, конечно. Вы говорите, ему сорок пять?
– Ну и что ? Я даже папочкой его зову, с юмором. Ну чтобы он не смущался.
– Вам советы психолога не нужны, Вы сами психолог. Я не о разнице в возрасте говорю. Просто сорок пять для мужчины – очень опасный возраст. Время попытки, порой необдуманной, в корне изменить свою жизнь.

Возлюбленный (в исполнении Александра Лазарева) ни на какую консультацию, конечно, не пойдет. Но и тут юная практичная Алла все прекрасно продумала:

– Вы будете моей подругой, которую я просто подвезла. Он меня будет ждать у цирка.

Возлюбленным оказался муж Натальи.

Привычный мир мгновенно рухнул. Развод! Никаких других вариантов быть не может так поступали многие самодостаточные женщины. Измена! Предательство! Говорить не о чем!

Судья, к которой Наталья приходит с заявлением о разводе, напомнила мне судью, два раза отправлявшую меня "подумать". Она прекрасно знала мою маму, которая несколько лет была народным заседателем и работала с ней, со словами:

– Ваша мама боролась за семью.

На что я, набравшись смелости (или наглости), ответила:

– Моей маме было за что бороться.

Меня развели с третьего раза. Муж вдохновенно убеждал суд, что ему нужна семья. И, кажется, суд ему верил. А я нет.

Судья, пожилая армянка в исполнении Нины Тер-Осипян говорит:

– В семидесяти процентах разводов инициатор женщина – хранительница очага! Совсем с ума сошли бабы! Ты тоже с ума сошла? Соблаговолите указать причину развода.
– Несходство характеров.

Причину «несходство характеров» называют люди, которые просто не хотят выносить сор из избы.

Мир Натальи перевернулся, но люди все так же приходят на консультацию, все так же ждут совета, который, как им кажется, может что-то изменить в их жизни. Но как?

А ведь советы, действительно, дельные, если прислушаться.

Не раз в фильме упоминается новый предмет «Этика и психология семейной жизни», введенный в школьную программу в начале восьмидесятых. Ну и что, что специалистов не было! Решили готовить школьников к семейной жизни, значит, будем готовить. А кто и как – дело десятое.

Мне навязали вести этот предмет в восемьдесят шестом. Или седьмом. Я только пережила развод. Какая этика, какая психология семейных отношений?

И я уперлась:

– Не буду, не имею права!

И директор пошла мне навстречу: разрешила вести курс «Серебряный век русской литературы» при условии, что в журнале буду записывать уроки по этике. Такой обман в той ситуации был лучше, чем обман учеников.

Вернемся к фильму.

– Он превратил меня в рабыню. Готовка, стирка – все на мне…
– Вы не поверите, нонсенс какой-то. Она меня бьет…

В этом калейдоскопе судеб нельзя не выделить эпизодического героя самого Аркадия Инина. Никто из актеров не соглашался произносить такие слова:

– Когда я был алкоголиком, она говорила: «Все что угодно, только не это». Хорошо. Медикаменты, экстрасенсы сделали чудо – избавили меня от алкоголизма. Хотя дали небольшой побочный эффект – импотенцию. Казалось бы, эта женщина должна быть удовлетворена? Но нет! Теперь она твердит: «Уж лучше бы ты был алкоголиком».

Сам написал – сам и сыграл. Блестящий эпизод!

А вот и молодой сексопатолог в исполнении Леонида Ярмольника. Такими они и были, начинавшие первыми говорить «про это».

-4

Люди тогда ошалели от такой невероятной открытости: о сексе можно говорить? И даже по телевизору?

Вероятно, многие помнят газету СПИД-инфо. У меня отец выписывал, и все с интересом читали. Господи! Это было при царе Горохе! Сколько всего изменилось за эти тридцать лет. А смотришь фильм – и будто вновь живешь в том времени.

В фильме нет цели показать, что разница в возрасте – это плохо. Но все-таки разница в возрасте – это разница в миропонимании, интересах, даже желании секса.

И друзья, с которыми много лет Роман и Наталья встречали Новый год, находят повод, чтобы не знакомиться с новой пассией Романа. А ему грустно. Просто грустно, и грустно в компании молодых друзей Аллы. И хочется позвонить жене. Но что сказать? И обращение «папочка» уже вызывает не умиление, а раздражение.

Среди моих знакомых есть две пары с огромной разницей в возрасте – больше двадцати лет. Вместе они уже лет по восемнадцать. Мужчинам, несмотря на их прекрасную физическую форму, уже к семидесяти, женщинам же нет еще пятидесяти. Со стороны – все хорошо. А что уж там внутри семьи – не знаю.

Линия, связанная с сыном, и игра молодых актеров мне не понравились, поэтому писать об этом не буду.

Финал открытый, но герои, скорее всего, будут вместе.

-5

Почитала отзывы о фильме. Многие пишут, что муж не достоин прощения после предательства.

Но что есть предательство? Легкая влюбленность? Случайная связь? Если бы Наталья сама не открыла бы мужу дверь и не сказала: «Уходи», скорее всего, все рассосалось бы само по себе.

Или Алла не пришла бы на консультацию, и жена не узнала бы о связи ее мужа с другой женщиной. Но тогда не было бы и фильма.

Вспомнились слова песни, которую пела Аллегрова:

Но не было измен, но не было измен,
Но не было измен, все это пустяки,
Не стоит принимать решений резких.
Не ветер перемен, Не ветер перемен,
Не ветер перемен, а просто сквозняки
Колышут в нашем доме занавески,
Колышут в нашем доме занавески,
Сквозняки.

А еще подумала: что это сорокапятилетнего мужчину занесло в цирк, где он по куполом увидел ЕЁ?